Кому современное искусство? Исследование аудитории площадок современного искусства

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

 “Исследование аудитории современного искусства в крупных городах России” проходило в течение 2017 года в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Норильске, Перми, Томске, Тюмени и Челябинске.

Организаторы проекта: АНО "Центр поддержки и развития современного искусства Заарт" при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина и в партнерстве с Уральским филиалом ГЦСИ-РОСИЗО, Екатеринбургской академией современного искусства (ЕАСИ), Фондом «Социум» (Екатеринбург). Проект реализуется победителем отбора на выделение специальных грантов по благотворительной программе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина

Цель проекта - изучение реальной и потенциальной аудитории государственных и частных площадок и проектов современного искусства в российских мегаполисах; выявление перспективных методов по привлечению зрителей, пробуждения в них интереса к современному искусству, вовлечения в культурную жизнь городов.

1 ЧАСТЬ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЕКАТЕРИНБУРГУ

Площадки и методы

Исследователи изучили аудиторию Уральского филиала РОСИЗО-ГЦСИ, Арт-галереи Ельцин Центра, Екатеринбургской галереи современного искусства, Ural Vision Gallery, Центра фотографии «Март» - основных городских площадок, представляющих современное искусство, а также зрителей самого масштабного и массового в регионе культурного проекта в этой сфере - Уральской индустриальной биеннале.

Исследование сочетает социологический и маркетинговый подходы. Посетители площадок участвовали в опросах и глубинных интервью. Были проанализированы аккаунты подписчиков страниц культурных институций в социальных сетях, в формате экспертных интервью были опрошены владельцы и руководители музеев и галерей.

Описание аудитории на основе данных опроса

Исследователи разделили зрителей на три сегмента:
Ядро - часть аудитории, которая, практически каждый месяц, посещает различные площадки современного искусства. Активными зрителями оказались 20% опрошенных.
Периферия - часть аудитории, которая время от времени, несколько раз в год приходит на площадки современного искусства. К этой группе отнесли себя 63% респондентов.
Перспектива - часть аудитории с активным культурным досугом, которая пока остается за рамками площадок современного искусства, либо посетившая их впервые. 17% участников опроса.

Интересное наблюдение: сегментация аудитории зависит от мероприятия. Открытия выставок и фестивали посещает, в первую очередь, ядерная аудитория. А мероприятия типа Ночи музеев и Параллельной программы Уральской индустриальной биеннале, напротив, привлекают больше всего людей из группы перспективных зрителей.

Основные посетители площадок современного искусства - молодые женщины 22-34 лет. Они лидируют во всех сегментах (Ядро, Периферия, Перспектива). Много зрителей в возрасте до 21 года (каждый четвертый). Средний возраст посетителей - 29,6 лет. Взрослых посетителей старше 55 лет, которые регулярно или несколько раз в год посещают проекты современного искусства немного и их почти нет среди тех, кто бывает на площадках реже одного раза в год.

57% опрошенных имеют высшее образование, 11% - ученую степень. Очень мало респондентов работают по найму - большинство или учатся, или работают на себя (предприниматели, самозанятые, фрилансеры). Огромная доля - 2/3 участников опроса - либо учились, либо работают в области культуры и искусства. То есть ядро аудитории — это преимущественно профессиональная группа. Еще часть можно отнести к «околопрофессиональным» кругам, условному «креативному классу» — маркетинг, реклама, PR (11%).

В большинстве своем аудитория — это представители средних слоев, которые не нуждаются, но при этом и не могут позволить себе любые покупки. Обязательные расходы у 50% аудитории составляют от четверти до половины семейного бюджета. Таким образом, уровень доходов вполне позволяет респондентам тратить деньги на развлечения и досуг.

У молодых людей (существенной части аудитории), как правило, уровень доходов не самый высокий, но при этом доля бюджета, затрачиваемая на развлечения, у половины аудитории превышает 10%. Это четко фиксирует значимость культуры в досуге, готовность платить за эту часть жизни.

В аудитории выделяются две большие группы: у 44% часы работы жестко заданы и они не могут свободно распоряжаться своим временем, 38% работают по гибкому графику и при необходимости могут уйти с работы. Оставшиеся 18% сами определяют свой график (в большинстве своем это и есть самозанятая часть аудитории).

К встрече с современным искусством аудиторию подталкивают главным образом три мотива:
выставки современного искусства нужно посещать для расширения кругозора;
выставки современного искусства означают новые эмоции и впечатления;
выставки современного искусства стимулируют воображение и творческое мышление (с этими высказываниями согласно в той или иной степени подавляющее большинство посетителей).

Экспертный взгляд на аудиторию современного искусства

В качестве экспертов выступили владельцы, руководители площадок и кураторы, представляющие современное искусство.

По их мнению, в обществе сформировалось убеждение, что современное искусство эпатажное и непонятное, поэтому у большинства горожан оно ассоциируется с чем-то «закрытым» и «элитным». Грамотная, подготовленная к восприятию современного искусства аудитория “культурная публика, культурное ядро” в Екатеринбурге количественно ограничена. Среди «культурной публики» существует заметная группа - школьники и молодежь, для которой разбираться в современном искусстве и посещать выставки - модно.

Как считают эксперты, основной массе активных зрителей, которые часто посещают различные мероприятия, не хватает эрудированности и знаний о современном искусстве. Широкая аудитория хочет позитива, развлечений - большинство горожан не готовы смотреть произведения, актуализирующие сложные общественные проблемы, вдумываться и осмысливать увиденные работы.
Чтобы помочь зрителям найти путь к современному искусству, многие площадки ведут просветительскую работу.

 

2 ЧАСТЬ

АУДИТОРИЯ 4-Й УРАЛЬСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Во время биеннале были проведены количественные опросы посетителей:
базовый опрос - 800 человек
опрос до (290 человек) и после (205 человек) медиаторских экскурсий
ответы на вопросы, которые зрители оставили в специальных ящиках на площадке биеннале.

Кто это?

Посетители Уральской биеннале — в первую очередь, молодежь. 45% посетителей в возрасте до 21 год, еще 38% посетителей — в возрасте 22–34 года.

16% посетителей Биеннале приезжали из других городов (Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Тюмень, Пермь, города Свердловской области, Копенгаген, Таллин, Лондон). Данные только по тем, кто попал в опрос.

По роду занятий распределение зрителей выглядит следующим образом:
40% зрителей составляют учащиеся и студенты, еще 24% - специалисты в области культуры и искусства, представители СМИ, маркетинг и реклама, архитектура и организация мероприятия, а также представители общественных наук и IT – 20%. Вообще 36% посетителей биеннале сказали, что у них свободный график занятости и это позволяет им свободно распоряжаться временем даже в будни.

Зачем люди пришли на Уральскую биеннале?

Большинство приходят на Биеннале за современным искусством, за содержанием выставок, либо привлеченные самим брендом биеннале. Около трети посетителей 4-й Биеннале были на 3-й Биеннале в 2015 году, а один из самых типичных мотивов посещения, который добавляли в наш список сами респонденты — «мне интересно Биеннале», «всегда хожу на Биеннале».

Отвечая на открытый вопрос о своих ожиданиях о Биеннале, а также на вопросы нашего «Ящика для опросов» на площадке, посетители более глубоко раскрывали свои мотивы. Вопрос был сформулирован в виде неоконченного предложения: "На биеннале я пришел, чтобы…". Всего было получено 208 содержательных моделей.

Можно выделить несколько типичных моделей:

Узнать новое, необычное, интересное - 18% ,
Получить эмоции, вдохновение - 15%,
Познакомиться, понять, что же такое «современное искусство» - 13%,
Интересует (или мне нравится) современное искусство - 11%,
Провести время, содержательно отдохнуть - почти 10%.
Честно пишут, что хотят сделать фото в красивом и известном месте тоже около 10%. Интересно, что средний возраст тех, кто об этом писал 20,6 лет.
Важен социальный контекст, повод поразмышлять о современности - 8%.
Пришли за компанию - 7%,
Пришли посмотреть завод 5%.

Вот несколько цитат из ответов респондентов:

«посетить необычное место с шокирующими проектами и сохранить впечатления об этом»;
«пришел за футурологическими прогнозами в форме инсталляций и перформансов, обещанными на сайте биеннале»;
«было интересно побывать на такой выставке, тем более — в нашем городе»;
«понюхать, посмотреть, послушать, пощупать + пофотографировать»;
«повторить впечатления с прошлой Биеннале»;
«почувствовать дух времени и получить эмоции».

Впечатления от биеннале

Говоря о впечатлениях о Биеннале, посетители сходятся на том, что это «стоит посетить», общих ответов наподобие «просто понравилось» мало, люди говорят об эмоциях, впечатлениях, часто противоречивых. Пожалуй, самое распространенное слово «интересно», а также: «необычно», «атмосферно», «неоднозначно», «заставляет задуматься», «впечатляюще». Были и негативные отзывы, но абсолютного негатива почти не встречается, понимая, что современное искусство «не мое» люди сходятся на мнении, что посетить и посмотреть это нужно.

Большинство опрошенных считает, что выставки современного искусства:

расширяют кругозор,
дарят новые эмоции и впечатления,
стимулируют воображение и творческое мышление.

Цитаты о впечатлениях от Биеннале:

«Учит мыслить неординарно, но давит на психику»;
«Биеннале насыщена ясными и проблемными для умозаключений работами»;
«Далека от современного искусства, но очень интересно, и экскурсовод донес мысль, которую пытался донести художник»;
«Неоднозначные впечатления, не всегда получается понять и принять современное искусство. Сходить стоит, но это на любителя»;
«Впечатляющее мероприятие с очень неординарным подходом»;
«Много впечатлений, пришлось много думать, разминать мозги, сделала много фото»;
«Это не искусство. Мы ищем смысл там, где его нет. Настоящее искусство- Есенин и Айвазовский»;
«В нашем городе похожего не видела»;
«Все слишком мрачно, когда у тебя все плохо, выставка еще больше угнетает»;
«Надо увидеть самому, чтобы составить мнение. Можно посмеяться, подумать, восхититься и удивиться и здесь нет негатива, все гармонично».

Вопрос «Что Вы расскажете друзьям, близким сегодня вечером?» собрал в сумме более 1000 отзывов, сведенных к следующим вариантам:
«Нужно обязательно пойти и составить впечатление самому» — об этом сказал 41%, даже те, кто остался шокирован, недоволен. В целом посетители в большинстве своем чувствуют, что Биеннале — мероприятие грандиозное, которое стоит посетить;
«Необычно, ново, удивляет» — 28%. Не обязательно об этом пишут те, кому все однозначно понравилось. Но это именно впечатления, эмоции;
24,5% указали, что было познавательно и интересно. Это менее эмоциональные и в основном позитивные отклики в русле «узнал что-то новое»;
«Непонятно, сложно, не понравилось» — небольшое количество отзывов;
Примерно 1,5% отзывов сводится к тому, что ожидали большего, что III Биеннале была более впечатляющей.

Пост-опрос посетителей Биеннале

Через месяц после окончания Биеннале мы опросили повторно 159 человек.
Пост опрос позволил выяснить «отложенные», полученные уже после осмысления опыта посещения, впечатления и отклики. 60% отметили, что посетили площадку Биеннале только один раз, 30% — 2-3 раза и 10% более 3-х раз.

Половина опрошенных заявили, что стали больше внимания обращать на выставки, события, связанные с современным искусством. Больше других это отметили представители аудитории, относящейся к сегменту “Перспектива”. Для них Биеннале, действительно, стала окном в современное искусство. Представители сегмента “Ядро” отметили, что посещение Биеннале пробудило в них познавательный интерес - они стали искать информацию о художниках, работах, увиденных на выставке, более активно читать о современном искусстве.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Youtube – Видео лекций
Foursquare
Twitter
Подписка на еженедельную рассылку

Последние новости и пресса

[Мультфильмы во Дворе: от 0 до 99]

Показы анимации под открытым небом

/ 21.07.2018

[Дискуссия по итогам выставки-смотра #дорогойдневник]

Выставка-смотр #дорогойдневник - отличный повод собрать за одним столом художников и представителей культурных институций.

/ 13.07.2018
Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19а. +7 (343) 289-91-32  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]