Итоги круглого стола «Современное искусство и инклюзия»

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Итоги круглого стола «Современное искусство и инклюзия: расширение границ коммуникации и новые художественные стратегии»

В Государственном центре современного искусства в рамках параллельной программы к выставке «Искусство быть» прошёл круглый стол «Современное искусство и инклюзия: расширение границ коммуникации и новые художественные стратегии». Его участники успели обсудить широкий круг проблем, связанных с языковыми и коммуникационными стратегиями, которые используются в области инклюзивных практик в музейных и общественных пространствах в России, а также за рубежом. Модераторами встречи выступили кураторы выставки Надежда Гура и Лариса Гринберг, а также специалист по инклюзивным программам Политехнического музея Галина Новотворцева.

 

Своё выступление куратор, организатор инклюзивных программ Ярослав Алёшин, посвятил практикам дестигматизации с людей с ОВЗ в музейном и общественном пространствах, а также проблеме доступности сегодняшних музеев для любой аудитории и вариативности использования вокабуляра, связанного с инклюзивностью. На примере выставок в Музее Сидура, а также уличных шествий-прогулок «Все на выход» эксперт поделился опытом разрушения иерархических отношений и приобретением важного для современного общества коллективного культурного опыта.


«Нам нужно говорить об уязвимости, как об универсальном свойстве любого человека, потому что после Загорского эксперимента1 мы понимаем, что между обычной аудиторией и людьми с ОВЗ нет никакой разницы в восприятии, просто последним сложнее. Подчёркивать или нет предназначенность программ для людей с особенностями восприятия — это целиком вопрос политики институции. Можно это делать, а можно — и нет» — отметил Алёшин. Он подчеркнул, что вопрос инклюзивности гораздо шире, чем принято обсуждать в России, и связан в том числе с доступом к культуре в музейных институциях, который по закону должен быть равным. «Жители отдалённых районов города могут не добраться до музея вследствие его удаленности, проблем с транспортной инфраструктурой и связанных с этим физических, эмоциональных и временных затрат. Чем это отличается от отказа пойти в музей человека с инвалидностью, который из-за отсутствия пандуса не сможет попасть туда на коляске?».

Художник, автор работы «Орган памяти» на выставке «Искусство быть» Егор Рогалёв говорил о манипулятивности визуально ориентированного искусства и важности в связи с этим использования каких-то других художественных практик. Отметив несколько международных проектов, в том числе свою последнюю, совместную с Евгенией Сусловой работу Icons, художник отметил, что язык, как и визуальный образ, может оказаться бессильным при проработке травм, что демонстрируется в том числе в работе «Орган памяти», отсылающей к «ленинградскому делу глухонемых». Вместо привычных нефунционирующих знаковых систем можно и нужно обращаться к альтернативным способам повествования. Такая репрезентация усиливает эффект эмпатии и позволяет вырваться из манипулятивных рамок восприятия жизни, что продуктивно в том числе для инклюзивных проектов. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀

Анна Буали, куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказывала о технологиях иммерсивного опыта, а также примерах сегрегации в художественных практиках, существующих даже в post-digital искусстве. На примере VR-работ Алехандро Иньярриту «Плоть и Песок», Питера Миддлтона и Джеймса Спинни «Заметки о слепоте» эксперт доказала перспективность дополненной реальности для дестигматизации людей с ОВЗ, а также, как и предыдущий оратор, важности мультисенсорных, интуитивных практик (например, телепатии) в расширении опыта восприятия для всех категорий зрителей. «Проблема инклюзии соотносится с опытом внеиерархичного восприятия искусства. Многие современные художники избавляются от категориальности онлайн, так медиагруппа «Битники» создает крипторейвы, подключившись к которым можно выбрать себе любую идентичность» - завершила она выступление.После этого художница Елена Демидова рассказывала о мультисенсорности в восприятии искусства на примере своей работы «Медиадруг», представленной в проекте «Искусство быть».

Художники и хореографы Вик Лащенов и Вера Щелкина поделились своими практиками взаимодействия с аудиторией. Ведущие и соавторы «Лаборатории самозванства» представляли её вдвоем, без третьего соавтора Дмитрия Волкова. Вера Щёлкина провела практику «занимания своего места» с участниками круглого стола. Вик рассказал про важность создания ситуаций горизонтального взаимодействия. «На протяжении трех часов участники телесно и перформативно исследуют самозванство, опробуют способы переходов: от непосредственного телесного опыта к вербальному, потом к дискурсивному, потом обратно к телесному или воображаемому. Лаборатория становится практикой, позволяющей находиться вне/за/между привычных пар «искусство и терапия», «теория и практика», «телесный опыт и вербальный дискурс», и превращается в перформативную исследовательскую среду». Художник и терапевт Кристина Петрова рассказала об опыте проведения тактильного перформанса «Со-прикосновение». Тактильный опыт взаимодействия с закрытыми глазами, отметила она, позволяет участникам анализировать категорию «присутствия», слышать свои ощущения и отследить, как происходит молчаливое взаимодействие с партнёром в процессе прикосновения. При таком опыте полностью отключается визуальное мышление, и благодаря проводнику человек попадает в антивиртуальное, антиманипулятивное внутреннее пространство, в котором чувствует себя свободно. В этом инклюзивный потенциал перформанса, в котором может участвовать смешанная группа людей с любыми особенностями восприятия.

Про работу с аффектами в ходе выступления «Хора исполнения желаний» рассказал Вик Лащенов. «Мы работаем одновременно в воображаемом поле желаемого, реальном пространстве выступления и исполнения вокально-шумовых композиций. Произнесение желания вслух — перформативно само по себе. Оно уточняет говорящего, создает связи с другими людьми. В ходе исполнения каждого желания создается цепочка аффектов. Загадывая его, зритель создает первое в цепочке действие. Если желание честное, оно как будто заряжено энергией, и она попадает в исполнителей хора, и из этого в ответ создается музыкальное произведение. Так оно само по себе может воздействовать на зрителей». Участники Хора проводят открытые для посетителей трехчасовые занятия внутри экспозиционного пространства проекта «Искусство быть». Среди зрителей круглого стола оказалась участница одного их них - Татьяна Власенкова, у которой отсутствует зрение. Она отметила, что благодаря «Хору» у неё прошла часть зажимов и некоторые ситуации социального взаимодействия на улице стали восприниматься не так остро.

Завершила круглый стол независимый исследователь, искусствовед Дарья Юрийчук.
Вопрос инклюзии, отметила она, это вопрос производства знания и тех ситуаций, которыми оно обусловлено. Это вопрос того, как мы можем деконструировать господствующий нарратив с помощью своего тела, воображения и чувственного опыта. Участница добавила, что в современной выставочной практике важно учитывать, что знание не содержится в объектах искусства, и не передаётся сверху-вниз от тех, кто им обладает к тем, кто — нет, а возникает в процессе взаимодействия зрителей с искусством.

Инклюзивные проекты или проекты, инициирующие широкий, открытый диалог с искусством всегда балансируют на грани: иерархии и анархии, искусства-неискусства, навязывания правил и освобождения от них. Такие проекты работают в мерцании. Механику этих психологических эффектов, а также другие категории инклюзивной культуры кураторы выставки проекта «Искусства быть» вместе с экспертами разберут на следующих круглых столах, которые пройдут 11 апреля (16:00) и 30 апреля (16:00).


Изображения с круглого стола можно скачать тут

Следите за нашими мероприятия на странице программы здесь

 

 

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]