Известны имена участников инклюзивной выставки «Искусство быть»

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

27 декабря завершился финальный этап конкурса на участие в инклюзивной выставке «Искусство быть», которая откроется в Государственном центре современного искусства в составе РОСИЗО в марте 2019 года. Проект реализуется Государственным центром современного искусства в составе РОСИЗО совместно с благотворительным фондом «Гольфстрим» в рамках инклюзивной программы «Современное искусство и особое восприятие» на средства Фонда президентских грантов. Кураторы – Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура.

Жюри было отобрано 17 проектов от следующих художников: Вероника Павленко и студия «Особые художники» (Москва), Елена Рэмбо (Пермь), Ирина Нахова (Москва), Ростан Тавасиев (Москва), Сергей Филатов (Москва), Дарья Боголюбова-Кузнецова (Москва), Маркус Мартинович (Москва - Дюссельдорф), Марина Фоменко (Москва), Анна Семенова-Ганц (Москва-Гамбург), Вик Лащенов (Москва), группа художников Александра Рудик, Вера Щелкина, Дмитрий Волков (Москва-Севастополь-Москва), группа художников Никита Савостьянов, Александр Мигуцкий, Андрей Воробьев (Санкт-Петербург-Томск), Елена Демидова (Екатеринбург-Москва), Егор Рогалёв (Санкт-Петербург), арт-группировка «ЗИП» ( Евгений Римкевич, Степан и Василий Субботины; Краснодар), Сергей Катран (Москва), Леонид Тишков (Москва).

За время проведения конкурса жюри получило 60 заявок, из которых первоначально предполагалось отобрать 12 идей. Отбор проходил в два этапа, в ходе которых эксперты оценивали реабилитационную и художественную сторону проектов, их смысловую наполненность, эмоциональную составляющую. Важными критериями были открытость и доступность восприятия для любой аудитории, в том числе людей с особенностями в моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, ментальной сферах. После продолжительных обсуждений сначала определился шорт-лист из 30 участников. На финальном отборочном этапе, еще раз обсудив анкеты всех авторов, члены жюри единогласно решили увеличить число проектов, которые войдут в выставку,  до 17. Художники, победившие в конкурсе, получат гонорар за участие в проекте, им будут покрыты командировочные расходы, а также расходы на изготовление работ.

«Увеличение количества художников обогатит наш проект, позволит сделать его еще более разносторонним. Некоторые заявки содержат несколько идей, которые кроме выставочного проекта можно использовать в параллельной программе. Мы подсчитали все необходимые расходы и поняли, что сложностей с финансированием, в том числе благодаря средствам Фонда президентских грантов, не возникнет», - отметила куратор проекта Наталья Гончарова.

Выбор победителей конкурса осуществлялся с помощью подсчета баллов по каждому из критериев технического задания. Некоторые идеи получали низкий бал, поскольку, несмотря на эффектную образность, в них терялась смысловая составляющая. Другим, напротив, не хватало оригинальности. Некоторые работы, мотивирующие на участие одну группу людей, могли травмировать другую категорию зрителей с теми или иными особенностями восприятия. «В идеях работ с утешительным подтекстом может присутствовать серьезный негативный аспект. Но человек, переживший травму, не нуждается в утешениях. Часть поданных на конкурс работ как будто пытается разбудить сострадание, акцентировать инаковость», - отмечал в ходе обсуждений Сергей Ваньшин, руководитель Экспертно-консультационной группы Департамента Культуры Москвы по вопросам реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, генеральный директор института «Реакомп» ВОС. «Некоторые из предложенных на конкурс идей имели столь сильный акцент на визуальной составляющей, что могли отвлечь зрителя от важных смыслов, которые изначально вкладывал в работу художник», - отметил директор Музея Вадима Сидура Ярослав Алешин. Кроме них в жюри конкурса, определяющее финалистов, вошли начальник научно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО Евгения Игнатушко, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова, директор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Алексей Ретеюм, куратор инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Евгения Киселева, а также кураторы проекта.

В состав выставки войдут арт-книги и панно, видео и скульптура, медиа-объекты, тактильно-обонятельные, звуковые, мультимедийные инсталляции, коммьюнити-арт и перформанс. В рамках проекта также будет запущена большая параллельная программа. Кроме Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО выставка «Искусство быть» будет реализована в Ботаническом саду МГУ «Аптекарской огород» и на площадке Арсенала в Нижнем Новгороде. Ряд произведений по согласованию с художниками будет передан реабилитационным центрам на благотворительной основе.

Подробнее о составе жюри и экспертном совете конкурса, технических требованиях, предъявляемых к произведениям, можно узнать здесь. Программа развития инклюзивной среды «Современное искусство и особое восприятие» (2018-2019 гг.) инициирована кураторами ГЦСИ в составе РОСИЗО и предполагает комплекс мер по созданию безбарьерной среды для людей с особенностями восприятия при взаимодействии с искусством. Цель музейной инклюзивной программы – расширение горизонтальных связей между различными социальными группами.

Дополнительная информация о проекте:

Лариса Гринберг, куратор проекта «Искусство быть»,

l.grinberg@ncca.ru

 

Изображение: "Сергей Катран. Скульптура для обнимания"

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку

Последние новости и пресса

[Новость]

новость

/ 25.12.2018

[Open-call для художников]

Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО и Благотворительный фонд «Гольфстрим» объявляют о приеме заявок на участие в выставке в рамках инклюзивной программы «Современное искусство и особое восприятие»

/ 30.11.2018
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]