ПОЛЕ ДЕЙСТВИЯ

Выставка

19.02 - 21.03.2020, 18:00-00:00

Рустам Хальфин "Из-за холста"

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Международная художественная выставка

Организаторы:

Средневолжский филиал ГЦСИ в составе Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Галерея «Новое пространство» ГБУК «Самарской областной универсальной научной библиотеки»

Художники: Рустам Хальфин (Казахстан), Владимир Немухин (Россия-Германия), Франциско Инфанте (Россия), Юрий Гобанов (Россия), Анна Резванова (Россия), Ханнс-Михаель Руппрехтер (Германия), Густав Хелберг (Швеция), Герд Видмаер (Германия), Рюдигер Шескаг (Германия), Мари Картау (Эстония), Йоаким Форсгрин (Швеция), Микаеэль Горальски (Швеция) Альберто Фриго (Швеция), Владимир Логутов (Россия), Сергей Баландин (Россия) , Неля Коржова (Россия) , Роман Коржов (Россия) , Дарья Емельянова (Россия), Дмитрий Кадынцев (Россия), Михаил Горелов (Россия), Максим Шабалин (Россия) Анна Коржова (Россия), группа «AES»( Россия-Америка), группа «Тимофеева и Врубель» (Россия-Германия), группа ПРОВМЫЗА (Россия), Светлана Хегер, (Швеция) Денис Делвер (Швеция) Луиза Дегенер (Голландия), Дав Малдер (Голландия), Фрол Веселый (Россия), Валерий Айзенберг (Россия).

Кураторы:
Неля Коржова, Роман Коржов

Проект «Поле действия» представляет координаты визуального искусства, сложившегося в Самаре с середины девяностых и неожиданно высветившего тот особый уровень плотности жизни - через частные пересечения взглядов, слов, картин, идей - общее поле напряжения, которое маркируется как современное искусство. На выставке представлены живопись, графика, видео и объекты художников из разных стран, участвовавших в таких самарских проектах, как «Ширяевская биеннале», «Экология восприятия», «ВолгаНоль», «Открытые пространства», «Сквозь форму» и др.

Современное искусство заново переформатирует извечную модель взаимоотношений между художником, миром и зрителем. Казалось бы, в высокотехнологичной реальности айфонов, в этой триаде, именно зритель вышел на первый план, и он формирует новую реальность. Практики актуальных художников на всех уровнях, от авангардистов до Уорхола, готовили этот выход на авансцену, как «5 минут славы для каждого». Но зритель не уверен. Он постоянно недоволен собой, репродуцируя бесконечное селфи и актуализируя вопрос о качестве дискурса. Того самого качества, за которое раньше отвечал художник, а еще раньше Бог. И это их уравнивало. Но если критерием качества являются лайки, что станет с этим миром, когда их отменят?
С другой стороны, визуальная активность сетей тождественна идеям «беспредметного», где вопрос центра и периферии снимается общим полем взаимодействия. Визуальную модель сети и геометрию Мондриана роднит «искусство против географии». В этой ситуации важно говорить о несостоятельности изоляционных стратегий. О важности пересборки художественного поля на новом цивилизационном витке.

Технологический прогресс, ставший платформой для новых медиа, постоянно отсылает к тем революционным пластическим формам, из которых родилось «множество» как таковое. Пиксель, герой настоящего, доступный каждому обладателю смартфона, пришёл из структурной живописи.
Еще в начале прошлого столетия стало формироваться понятие «структуры», которое позволило противоречиям между духовными и научными ценностями утверждать себя в сознании модернизма. Сегодня, в эпоху дополненной реальности, когда сама повседневность стала многослойной, спираль времени вновь актуализирует этот вопрос.
Глобальное бессознательное ищет параллельной коммуникативности. У каждого свой мираж, но из звездной пыли собирается общий образ объекта, манящего желания в 3D. Стоит только начать вглядываться…

Центральной работой выставки, своеобразным мостом для понимания, выбрана работа художника из Казахстана Рустама Хальфина 1994 года «Из-за холста». На обороте снизу второе название – «Поле зрения». Жёлтый круг на белом фоне с вмонтированным в центр биноклем обращен к зрителю. Округлая форма, очень тёплого, почти горячего кадмия, сдавленная сверху и снизу, как географическая карта с северного и южного полюсов, создает особый тип свечения, как белое солнце пустыни, электрическая лампа на белом потолке. Прибор пристального наблюдения в центре концентрирует это напряжение между смотрящим из-за холста и на него.
Эту работу, скорее можно отнести к объекту, нежели к картине, несмотря на всю её живописную фактуру. Здесь зафиксирован переходный момент от беспредметности к современному искусству. Значение этой работы, именно в фиксации этого перехода, логической трансформации пластических и философских идей формообразования в коды contemporary art. Два зрачка бинокля на едином жёлтом поле, дают, как бы реальную, возможность увидеть двойную, многополярную и неоднозначную реальность. К тому же, линза лишь в одном «глазу» монокля.
Таков был и сам Рустам Хальфин, много работавший в области беспредметного, обладающий особым стилем поэтики касаний и в то же время устремленный в идею современного искусства, как такового. Этот зазор между восприятием идей шёл через его жизнь как электрический разряд.

«Поле действия» - это первый совместный проект Средневолжского филиала ГЦСИ в составе ГМИИ им Пушкина галереи «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки.

 Место проведения: Галерея «Новое пространство» ГБУК «Самарской областной универсальной научной библиотеки», пр-т Ленина 14а.

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]