Деструкция медиальности

Лаборатория

20.06.2019, 18:00-20:00 четверг

Роман Коржов. Скан видео (серия "Наблюдатели")

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [ТЕКСТОГРАММЫ НОВОГО]

Площадка: Мраморный зал СОХМ

Лектор: Елена Дмитриевна Богатырева

Организаторы: Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства

Довольно естественным и для теоретика, и для художника, окружённого информационными интерфейсами в повседневной жизни, становится рассуждать о культуре не только настоящего, но и прошлого в терминах информационных структур, в связи с чем предлагается такие понятия, как информационный интерфейс и информационное поведение, начать прилагать к любому объекту культуры прошлого или настоящего (Лев Манович). Безусловно, это не устраняет между ними бездну исторических, культурных и прочих различий, в которые входит, как основополагающее, отношение человека к жизни и смерти. Удаётся ли новым технологиям перекинуть мост над этой бездной? Особенностью, но и ограничением современной эстетики, проходящей через критику традиционного понимания медиа, является то, что она придаёт «большую важность когнитивному измерению культуры, не предлагая способов осмысления аффекта». Такое пренебрежение аффектом отмечается с конца 1950-х, «когда под влиянием математической теории коммуникации Роман Якобсон, Клод Леви-Стросс, Ролан Барт и др. начали рассматривать культурную коммуникацию исключительно как кодирование и декодирование сообщений» (Лев Манович). Но должны ли ощущение и эстетическое переживание каждый раз уходить на второй план там, где информация способна приводить в движение не только наш мозг, но и наше тело? Как современный художник (и не только) решает для себя эту проблему, деструктурируя старые, осваивая и создавая новые формы медиальности (уточним, формы/форматы не только для себя, но и для информации, дизайном которой он тоже занимается)? Для России вопрос о «политике чувств» становится ключевым ещё и с другой стороны. Можно согласиться с замечанием Виктора Мизиано, что «отечественное искусство вошло в позднюю современность под эгидой концептуализма, так что на долгое время художественную практику стали определять далёкие от эмоционального опыта аналитические и редукционистские процедуры. Влияние этой традиции сохранилось и в постсоветский период, обогатившись реляционными практиками, то есть усилиями художников по созданию разного рода социальных и коммунитарных проектов. Единственным художественным явлением, чья поэтика делала ставку на аффекты, был так называемый московский акционизм. Однако и в этом случае всё богатство эмоциональной жизни редуцировалось к трансгрессивному жесту. В последнее вермя ситуация, похоже, меняется» (Художественный журнал, №108, с.3).

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]