X МЕЖДУНАРОДНАЯ ШИРЯЕВСКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - концепция

Биеннале

15.02 - 30.09.2018

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [ШИРЯЕВСКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА - ИСТОРИЯ]

Куратор: [Неля Коржова]

X МЕЖДУНАРОДНАЯ ШИРЯЕВСКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
РЕАЛИЗУЕТСЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ /САМАРА, ШИРЯЕВО/
03.08. - 30.09.2018

Организатор: Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО
При поддержке: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Правительство Самарской области, Министерство культуры Самарской области
Генеральный партнер Биеннале: Фонд Михаила Прохорова
Комиссар биеннале: Роман Коржов (Россия)
Художественный руководитель Ширяевской биеннале, куратор основного проекта: Неля Коржова (Россия)

КОНЦЕПЦИЯ

«Состояние «ликования» является желанным для всех. Это то, чего мы хотим хотеть.
Тема этого года обобщает творческие практики «прохождения» Ширяевской биеннале, подводя ее итог. С 1999 года презентация основного проекта биеннале проводится в селе Ширяево, расположенном на берегу Волги в долине Жигулевских гор, как однодневная выставка-путешествие в духе мистерии - «Номадическое шоу». Это название родилось из соединения двух понятий: европейского "шоу" и азиатского "номадическое", кочевого принципа жизни для освоения новых территорий. «Орда» зрителей движется за художниками, проходя вдоль реки, по улицам старых домов, захватывая долину, горы и штольни, где добывали камень. Маршрут строится по возрастающей - от пристани до горного плато. Идея совместного прохождения сама по себе предполагает смену ощущений. Смена среды рождает вдохновение.
Изначально эта форма презентации была придумана как альтернатива концепции "белого куба", но ее жизнеспособность во времени прокладывает путь к независимости от вертикали власти в искусстве. Во время пути происходит перерождение «зрителя» в «творца», объединяя всех участников действа в единое синтетическое «произведение». Это общее тело пейзажа, колышущееся в чашке гор, заполняющее собой все контекстные «пустоты» ликованием, может быть альтернативой протестным движениям, на которые толкает художника мир социальной разобщенности.
В фокусе внимания биеннале - осмысление проявлений ликования в движении тела, звука, природной стихии. Возникновение этого желания как такового. Это разговор о поиске «рая», который всегда потерян. «Рай» в городе, где все «пост-проект», практически невозможен, но, может быть, есть шанс найти его, погрузившись в природу «незаполненных» зон.
Но когда же он был, этот золотой век? и где пути к нему? В памяти всплывает потрясающая история XV-XVI веков о найденных в земле античных статуях, которые произвели огромное впечатление на современников и впервые познакомили людей Средневековья с образцами греческого искусства. Это открытие и стало началом новой эпохи — Возрождения.
Античность создавала города, но, странным образом, сегодня корни этого явления мы более всего можем обнаружить в маленьких местечках — например, в «деревне». Это понятное для всех устройство социума, с простой формой бытования в непосредственном контакте с природной средой, где формируется свой собственный свод законов, основанный на доверительных и безопасных способах коммуникации, где еще возможен контакт «из рук в руки», где еще могут проходить ритуалы объединения вне политического контекста. Где живы разнообразные бытовые обряды, крестные ходы, востребованы тропы для водопоя и другие совместные действа, спасающие от всеобщей догмы глобального мира. Часто эти зоны спасения лежат в зоне мистического, апеллируя к «высшему знанию» и божественному началу. И в этой плоскости много параллелей с актуальным искусством, которое большинством считывается как язык закодированных знаков. Неизведанное можно противопоставить навязчивой политизированности современного искусства. Когда на вопрос «зачем это делается?» даётся понятный ответ – для борьбы с системой. Парадоксально, что такие проекты обычно производятся на средства этой же системы. Значит, ей выгодно ставить художника в заведомо вторичную позицию вынужденного реагирования. Но если опять настали «средние века» с разомкнутостью общественных договоров, может быть, самое время создать ситуацию единения в движении ликования. Радость вместо подавленности породит иные настроения. Это важно на фоне и трещащего про всем швам механизма маркетинга, и террористических актов настоящего. Быть может, этот опыт приведет нас к новому типу отношений, основанному на гуманистических ценностях и новый модернизм станет возможным.
Основной проект Ширяевской биеннале традиционно проходит в селе Ширяево, когда художники, проживая в домах местных жителей, погружаются в «простую жизнь» как «безотносительную пустоту», свободную от наработанного арт-имиджа и стратегий продвижения, вырабатывая здесь особые взаимосвязи жизни и искусства. Единение художников в неприбранности садов, как в метафоре плодящегося и мистического открывает другой горизонт эпохи постиндустриальной революции.
В этой связи интересно рассмотреть историю места. На рубеже нулевых недалеко от Ширяево, в урочище «Каменной чаши», был как бы заново открыт святой источник. Сейчас это явление активно продвигается как место исцеления и обрастает все новыми свидетельствами святости. Но местные жители вспоминают, что до развала СССР этот ручей использовался как водопой для скота.
Также существует информация о том, что движение Ледника остановилось недалеко от этого места, перед Жигулевскими горами, о чем свидетельствуют сохранившиеся там растения доледникового периода. В ситуации паломничества научный подход как бы остается в тени, отступая перед продвижением ближайшей истории.
Но так или иначе, мы имеем дело с неким «местом силы», как в комнате из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского, где исполняются желания героев. И так же сложный путь к этому месту должен быть реально пройден, чтобы обрести точку опоры в себе самом.

Путь к себе и есть суть искусства как такового. Поэтому ликование часто имеет оборотную сторону - в виде тоски, тяги к безделью, непонимания себя в настоящем, ностальгии по самим себе прежним, или не реализованным вовсе… и, в конце концов, к созерцательности. Несмотря на то, что созерцательность основана на существующем, она так или иначе устремлена в будущее. Зрение захватывает как бы состоявшееся, то есть прошлое, однако, сознание смотрящего переформатирует отдельные фрагменты истории в контексте «здесь и сейчас», закладывая вектор нового.

В целом Ширяевская биеннале ориентирована на зрелищные проекты, но наш принцип — не оставлять следов в ландшафте после события. Это не парк объектов. Один раз в два года это место само становится объектом для переживаний.
И все то, что мы испытываем, и есть событие».

Неля Коржова, куратор Х Ширяевской биеннале

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]