"Еда как социальная машина". Часть 1.

Выставка

01.06 - 01.08.2017

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [«УЛИЦА КАК МУЗЕЙ – МУЗЕЙ КАК УЛИЦА»]

Куратор: [Неля Коржова]

Организаторы: Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО

При поддержке компании RUSS OUTDOOR

Выставка «Еда как социальная машина» проводится в рамках программы «Улица как музей - музей как улица», посвященной новым методам взаимодействия современного искусства и городской среды. Основой программы является экспонирование произведений современного искусства на остановках общественного транспорта.

Проект реализуется в Самаре с 1998 года.

 

Художники: Йинон Авиор (Израиль), Юрий Альберт (Россия), Стефано Бергамо (Италия), Дмитрий Булныгин (Россия), Герман Виноградов (Россия), Олег Елагин (Россия), Лейла Карипова (Россия), Йоханна Карлин (Швеция), Сергей Катран (Россия), Ольга Киселёва (Франция), Эдит Лайос (Германия), Пьер Паоло Патти (Италия), Вито Паче (Италия), Владимир Потапов (Россия), Наташа Стейнерт (Россия), Зоя Фалькова (Казахстан), Томас С. Чунг (Австралия), Элен Скавенстед (Швеция), Хенрик Экессио (Норвегия), Александра Янченко (Россия). 

 

Куратор: Неля Коржова


Тема 2017 года - «Еда как социальная машина»
Концепция
В фокусе внимания значение работы сетей общественного питания в наши дни. Сейчас, когда человечество вновь оказывается перед угрозой глобального кризиса, механизмы перераспределения еды вновь выходят на первый план. Люди боятся за свое физическое существование, начинают жить потребностью в еде. В этой ситуации еда становится медиумом социализации, она не может не рассматриваться как центральный инструмент политики и управления. И конечно, это обостряется на фоне тотальной борьбы за потребителя в целом. И здесь базовым вопросом является - кто кого ест? Мы потребители пищевого конвейера или мы сами являемся пищей для него?
Для Средневолжского филиала ГЦСИ заявленная тема особенно актуальна в связи с тем, что он создан на базе уникального памятника конструктивизма «Фабрика-кухня» в Самаре.
Фабрика-кухня: история здания
О Средневолжском филиале
В России феномен «Фабрики-кухни», получил распространение в 1930-е годы в СССР, как крупное, механизированное предприятие общественного питания. С одной стороны, это был технологический прорыв с целью накормить большие массы людей, с другой, отрыв от личностного уклада жизни, семейных ценностей. При этом «накормить» означало ещё и привить новую идею жизненного порядка.
В настоящее время эта тенденция только набирает обороты. Основные инновации распределения пищи (как и других ресурсов) последнего столетия лежат в поле механизации и рекламы. Фабрики по изготовлению еды и ее продвижению в масс-медиа слились воедино. Люди должны довериться рекламе, прежде чем узнают вкус. Наш проект сам работает на рекламных носителях, в этом его неожиданность и хорошая возможность диалога со зрителем, которому предлагается бесплатный продукт там, где традиционно идет продажа.
Круг вопросов для художественной рефлексии  может охватывать широкий горизонт от политического до приватного:
Еда как механизм подчинения
Еда как социальный медиатор
Еда как инструмент проведения границ в оппозиции «свой – чужой»


С 1 июня по 1 августа на остановочных павильонах города можно увидеть первые десять работ художников России и Европы, из двадцати отобранных по итогам открытого конкурса, который мы проводили в марте. Согласно статистическим данным компании RUSS OUTDOOR в Самаре один постер просматривает от 5 тысяч человек в день.

В первой части выставки (июнь-июль 2017) участвуют следующие авторы и их работы: 

1.    Сергей Катран (Россия), «10 гневливых БАДов»

Сергей Катран, работая в поле science-art с различными медиа, предложил постер на тему «10 гневливых БАДов». В центре работы зритель видит использованный брикет таблеток, на каждой ячейке которого оставлена вмятина, в которой можно увидеть при желании гримасу человека. Выбранный фоном пейзаж указывает на «натуральность продукта», которым становится, по-видимому, искусство.

 

2.    Юрий Альберт (Россия), «Согласны ли вы…»

Юрий Альберт рассматривает своё искусство как диалог со зрителем. Вот и на этот раз перед нами работа, на которой находим фразу, требующую ответа: «Согласны ли вы с утверждением, что искусство нужно только сытым?». Такой жест, который предъявляет вербальный текст вместо ожидаемой картинки, безусловно, узнаваем на фоне других похожих работ этого художника, но здесь по-прежнему довольно уместен. Надо высказаться на тему, так надо, почему бы при этом не напомнить об основах концептуального искусства?

 

3.    Герман Виноградов (Россия), "E.T.-инопланетянин"

 

Герман Виноградов: «Работа так называется, потому что на ней изображён инопланеянин, на ушах принёсший на Землю  яйца, с которых началась жизнь  инопланетян на Земле. Е.Т. - ExtraTerrestrial  - внеземной. Отчасти навеяно фильмом Спилберга с таким же названием. Короче, шутка на эту тему».

 

4.    Йоханна Карлин (Швеция), «Взросление»

Йоханна Карлин: «Проект «Взросление» является продолжением проекта «Опора» (уже участвовавшего в программе «Улица как музей, музей как улица»), запечатлевшего глобальную современность в постоянной трансформации. Он также затрагивал такие темы, как забвение, время и оппозицию объекта и субъекта».

 

5.    Элен Cкавенстед (Швеция), «Фрукты это конфеты»

Элен Скавенстед: «Я собираю мусор. Я гуляю и собираю вещи, от которых другие люди избавились. Я погружаюсь в мусорные контейнеры и выкапываю предметы с обочины. Мусор - это отброшенный материал, который больше не считается подходящим в том контексте, в котором он существовал.

Я современный археолог, который исследует город. Я анализирую повседневные предметы - они содержат информацию о нас, людях и о том, как мы живем. Наполовину съеденная груша, лежащая в снегу, дает намек на то, что произошло в этом самом месте. Это признак того, как люди путешествуют, постоянно меняя свое окружение.

С разгулом социальных медиа, таких как Facebook и Instagram, приватное сейчас становится публичным. Люди показывают свои блюда и диеты, идеально скомпонованные для картинки. Это способ доказать, что вы преуспели и ведете совершенно здоровый образ жизни, питаетесь исключительно дарами природы - фруктами и овощами.

Еда - это дорожный материал, который оказывает огромное влияние на нашу окружающую среду. Но мы привыкли есть пищу, которую не производили сами. Какова стоимость наших требований ко всем этим различным продуктам, собранным со всего мира? Что еще, помимо наполовину съеденной груши гниет с ней в тающем снеге?»

 

6.    Наташа Стейнерт (Россия), «Ловись, рыбка, большая и малая»

Наташа Стейнерт: "Люди втянуты в процесс заработка денег для обеспечения жизни и быта, тогда как сам механизм обеспечения невозможен без участия огромного количества людей. Фундамент индустрии еды – в ее необходимости, но также нее вовлечено множество тонких инструментов манипуляции; человек давно не зверь, которому нужно приложить усилия для добывания пищи, скорее - пища сама завлекает человека, формирует его зависимости и потребности. Все мы давно находимся на крючке, и тем хуже, что этот крючок – наш выбор; мы пользуемся, нами пользуются, и рано или поздно это приведет к тому, что у одной или другой стороны закончатся ресурсы. Этот проект – попытка отразить закольцованность и замкнутость проблемы потребления; визуальное воплощение проекта реализовано в качестве паттерна, собранного из повторяющихся элементов, которые также отсылают к идее проблемы поглощающих и поглощаемых как единого замкнутого круга".

 

7.    Томас С. Чунг (Австралия), «... это не всегда было так вкусно»

Томас С. Чунг: «... Это было не всегда так вкусно» входит в серию, которую я создавал последние несколько лет. Это трикотажные скульптуры из пряжи и акриловой начинки, которые напоминают об утрате и надежде в рамках своего «подвешенного» настоящего.

Продолжая тему еды, которой я был одержим, будучи ребенком, это произведение отражает грусть, которую человек испытывает, когда убегает от бурной жизни, прилагая все усилия, чтобы найти этот свет внутри себя. Вредная еда была моим способом справиться с проблемами или тревожными делами, но в то же время это была моя единственная форма комфорта, которая не нуждалась в голосе, чтобы успокоить мою боль.

Пища сама по себе является отличным средством разделения и объединения, выстраивания границ или поиском дипломатии всякий раз, когда это необходимо, скрывая в себе множество сообщений - именно по этой причине еда всегда будет актуальной в качестве натюрморта современности".

 

8.    Александра Янченко (Россия), «Леди пончик»

 

Александра Янченко: «Фаст-фуд мгновенно вызывает определенные и часто негативные ассоциации. Это и вредная пища, и канцерогены, и триумф общества потребления, и американизация, и множество других подобных коннотаций. Отчасти я с этим согласна. Но в моем городе – Иркутске – где фаст-фуд кафе появились не так давно и не в таком количестве как в мегаполисах, подобная еда несет немного другие смыслы. Мало кто ходит в фаст-фуд действительно поесть, скорее это просто посидеть и провести время с друзьями. Ритм жизни в маленьком городе не располагает к проглатыванию бургера на бегу, даже кофе с собой остался в категории развлечений выходного дня. Поэтому фаст-фуд для меня это не еда и не блюдо, а скорее картинка, яркий визуальный образ. В картинах этой серии я изображаю потребителей этой пищи. Как известно, мы есть то, что мы едим. В серии это утверждение получило наглядное выражение.

 

9.    Йинон Авиор (Израиль) «Смотреть можно – трогать нельзя»

Йинон Авиор: "Внутри ресторанных интерьеров есть странный эстетический феномен: в обеденной зоне стоит большой аквариум, внутри которого, находится собственно еда (свежие лобстеры, например). Этих существ убивают в реальном времени, чтобы подчеркнуть их свежесть. Этот странный акт побудил меня документировать разные аквариумы в ресторанах. Рыба одновременно является и декоративным элементом и потенциальным блюдом".

 

10. Эдит Лайос (Германия), «Жажда пустоты»

  

Эдит Лайос: «Группа работ, озаглавленная «Жажда Пустоты», является частью более крупного проекта «Неотделимость: родословная догадки», начатого в 2008 году, когда я унаследовала ящик 100-летних инструментов. Владелец этого старого деревянного футляра был очень утонченным венгерским краснодеревщиком и даже выставлялся на Парижской всемирной ярмарке в 1889 году. Инструменты были мало пригодны для использования, но имели крайне благородную историю и внешний вид, поэтому я начала создавать из них серию небольших композиций. Впоследствии переработка заброшенных инструментов и предметов очень меня увлекла, и начала собирать их из разных источников. Все собранное также составляет основу для настоящего произведения.

Помимо очевидных аспектов и важности переработки, я особенно ценю идею континуума, признание вечной трансформации. Мои композиции способствуют бесконечной истории этих инструментов и частей, когда вместе они приобретают новый фокус и смысл. Чтобы подчеркнуть хрупкость этого момента, я не фиксирую и не свариваю вещи, а скорее сохраняю возможность демонтировать их в любое время. Поэтому композиции в большинстве случаев основаны на очень тонком физическом равновесии.

Конкретные произведения для выставки «Еда как социальная машина» озаглавлены строкой из стихотворения Бодлера «Жажда Пустоты»: «Я видел мир и все, что в нем / и я больше не ищу в нем убежища»

 

Адреса остановочных павильонов, на которых размещены работы:

  1. Агибалова ул. (ж/д вокзал)

  2. Демократическая ул. / Димитрова ул. (из центра)

  3. Масленникова пр-т / Московское ш.

  4. Московское ш. (ТЦ Парк Хаус, в центр)

  5. Московское ш. (ТЦ Империя) в центр

  6. Ново-Садовая ул. / КРЦ"Звезда" (из центра) поз.2

  7. Ново-Садовая ул. / Осипенко ул. (Б-ка. им.Ленина)

  8. Ново-Садовая ул. / Первомайская ул. (в центр)

  9. Ново-Садовая ул. / ТЦ "Пирамида" (в центр)

  10. Ново-Садовая ул. / Челюскинцев ул. (из центра)

  

Во второй части выставки (с 1 по 31 августа 2017) участвуют следующие авторы и их работы:

 

1. Стефано Бергамо (Италия), «good.ne(p)t” 

 

2. Олег Елагин (Россия), "Новые медиа - новая еда"

 

3. Лейла Карипова (Россия), "Основные правила приема пищи"

 

Ольга Киселёва (Франция), «Натюрморт: психологический портрет»

 

Вито Паче (Италия), «Spoon bullet» 

 

Владимир Потапов (Россия), «Живописное бытование» 

 

Пьер Паоло Патти (Италия) «Без названия»

 

Дмитрий Булныгин (Россия), "Птица и хлеб"

 

Зоя Фалькова (Казахстан), «Когда режутся крылья»

 

Хенрик Экессио (Норвегия), «Без названия»

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]