БОЛЬШЕ ЧЕМ БОЛЬШЕ. Юрий Ушаков, Айсана Иванова и другие

Выставка

20.07 - 27.08.2017

4+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Вход свободный

Программа: [Родом из Сибири]

Площадка: Зал НРО Союз фотохудожников России, Новосибирск, пр-т Димитрова, 6

Куратор: [Вячеслав Мизин]

Организаторы: Сибирский филиал ГЦСИ-РОСИЗО, Новосибирское региональное отделение Союза фотохудожников России

"Меньше чем меньше - это больше чем больше и почти ничего" - вполне диалектическая фраза постмодерниста Филиппа Джонсона конечно же относится к творчеству  его  учителя  архитектора Миса ван дер Роэ, но и в не меньшей степени к работе относительно молодого новосибирского художника Юрия Ушакова.

В современной действительности, благодаря действию социальных сетей и увеличению потока доступной информации совершенно разного толка, происходит сегментация не только художественных школ и направлений, но и самих ценностных систем, самих векторов развития искусства. Не существует большого измерения, не существует привилегированного взгляда, поясняющего, в чем состоит смысл того или иного художественного предприятия или проекта. Смысл - это параллаксный  эффект, смещение контекста рассмотрения, само дописывающее новое измерение к уже существующей художественной практике.

Многие, вяло пометавшись в протестном, наукообразном, спортивном, концептуальном и других жанрах искусств, предоставляемых комфортной квазимедийной  реальностью, перешли к орнаменту, который красивенько и модненько диктует : необходимо украшать и поднимать настроение – искусство не должно обладать смыслами. Правда всех давно предупреждали в кодексе-статье "Орнамент как преступление" модерниста Адольфа Лооса, что наказание за подобный конформизм неотвратимо. 

В этой ситуации  глобального противостояния китча и авангарда локальные  действия Ушакова скорее обусловлены поддержанием собственного существования и консервацией готовых форм, а не инновациями и развитием.

Ушаков следит за вещами, на которые мы обычно не смотрим прямо, вещами, сама фиксация которых требует от наблюдателя неприемлемого усилия. Ведь, казалось бы, чего проще – выявить и запечатлеть на листе или холсте мгновения жизни, выразить метафорически состояние. Но в нынешних условиях  попытка исследовать внутренний мир художника с целью запечатлеть его, не набирает должного пафоса и не считывается как актуальное. Не набирает, даже при должном усилии. Когда мы смотрим на актуальное художественное произведение, мы не вырываем себя из повторов, где всегда крутится только одно мгновение, всегда одно и то же облако переживаний, ассоциаций, метафор – именуемое «мной» «моим собственным», тем что нужно обязательно выразить, не исказить. Но это просто метафора, не обладающая силой констелляции.

Проблема, которую ставит выставка, состоит в том, что мы не можем ни в форме указания на обреченность поиска, ни в форме гармонизирующей интроспекции указать на задачу, которая стоит сегодня перед молодым искусством. Не можем, поскольку на объект изображения мы уже не можем посмотреть прямо, наш объект – это всегда объект ускользающий, объект молодого искусства не пригоден для прямого экспонирования. Мы всегда, как говорили неоплатоники, будем говорит «вокруг», примыкать и находиться в зоне «намека» на искусство. Но актуальная ситуация в искусстве, требующая «высказывания» и «сообщения» не позволяет нам сформировать главное, что должно быть на сегодняшней экспозиции молодого искусства – зоны опустошенности, разрывов, лакун.... Экспонироваться по необходимости должны не столько выставленные произведения, и, в равной мере, не контекстуальные высказывания; но пустотные зоны, разрывы, неприметности или области разной степени проявленности.

Возможно это зазор, лакуна между китчем и авангардом (орнаментом и нуль-формой), но кто сейчас определит где китч, а где авангард, когда отсутствие каких бы то ни было точек зрения превращают художественную деятельность в жалкое подобие размытой фотографии.

Возможные комментарии Джонсона:

Мы живём во времена потока. Сейчас вроде бы нет последовательного стиля… Чувства и вкусы меняются очень быстро, но в каком направлении? Сейчас нет архитектурной  гордости, нет новых религий, нет нового пуританства, нет нового марксизма, нет здравой морали, которая даст дисциплину, направление или импульс к архитектурному образцу. Сегодня мы знаем очень много, и все наши знания очень быстрые. И это обрекает на моральные и эмоциональные. Нужно убедиться в том, что же является правильным. Кто может встать сегодня и сказать: «Я прав!»? Кто на самом деле хотел бы так сказать? «Эклектика» для меня – это возможность быть свободным скитальцем ... что придаёт мне новое понимание «стиля, который соответствует данной работе». Архитектура должна быть спусковым крючком удивления, хотя это только искусство и ничего более.

Филипп Джонсон (1979)

 
2014предыдущий месяцследующий месяц
Вконтакте
Facebook
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]