Повторение непройденного

Выставка

02.04 - 26.04.2015

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Площадка: Выставочно-лекционный зал Сибирского филиала ГМВЦ "РОСИЗО"

Выставка «Повторение непройденного» - первый и наверняка не последний проект Сибирского филиала, посвященный истории современного искусства в нашем регионе. Истории не столь давней - конца 1980 - 90-х гг. прошлого века. Выставку можно считать первым шагом в этом направлении, она не претендует на энциклопедичность и всеохватность, это,скорее, предварительные подступы к теме. Обращение к этому периоду продиктовано тем, что именно в ту эпоху, в конце существования советской власти и первое годы новой формации,  в различных сибирских городах возникли новые формы искусства, дотоле не практиковавшиеся и вообще неизвестные   вдали от столиц. А именно - уличные перформансы и хэппенинги. Выставка обращается к художественным явлениям и практикам, получившим распространение в трех близлежащих (по сибирским меркам) городах: Томске, Новосибирске и Кемерово. При том, что эти явления возникали в городах независимо, хотя некоторые влияния можно проследить, как и типологическую схожесть.
 
Название выставки - «Повторение непройденного» - достаточно точное описание культурной и художественной ситуации в Сибири и в провинции вообще на конец 80-х г. Перестройка (курс советского государства на ослабление цензурных запретов и демократизацию всех форм жизни) привела к активизации художественной жизни во всех сферах - в литературе, музыке, театре и т.д. Ослабление идеологических «гаек» привело к взрывному появлению новых форм и новой художественной повестки в целом, отличающейся от официальной. Линия разделения между «старым» и «новым» искусством чаще всего проходила по принципу «неофициальности» - особенно в провинции, где монополия на искусство принадлежала крайне консервативным творческим союзам. 
 
Сегодня можно сказать, что в области изобразительного искусства самыми интересными и радикальными оказались действия фигур и арт-групп, напрямую с художественной жизнью (понимаемой тогда в узком смысле как производство артефактов живописи, скульптуры и проч.) не связанных. Во всех трех города инициаторами новых форм бытования и презентации искусства стали литераторы и театралы. В Томске это группа Всемирная ассоциация новых пролетарских писателей,  объединенная вокруг фигуры поэта Макса Батурина. В Кемерово - театр «Ложа», созданный Евгением Гришковцом, и примкнувшие к ним музыканты и художники. В Новосибирске - группа литераторов, образовавших объединение «Пан-клуб» (Александр Ахавьев, Георгий Селегей, Дмитрий Рябов, Максим Туханин и др.), существовавшее при газете «Молодость Сибири» (впоследствие «Новая Сибирь»).
 
Все эти группы практиковали в качестве художественного метода интервенцию искусства в городское и общественное пространство, театрализацию и карнавализацию обыденной жизни, взаимодействие с неподготовленными к такого рода искусству зрителям, ориентацию на демократичные формы. 
 
Ни в Томске, ни в Кемерово, ни в Новосибирске эти группы не были озабочены создание теоретических платформ и обоснований своих действий  и менее всего были склонны искать предшественников. Ближе всего этим перформансам и хэппенингам была традиция русского искусства начала ХХ века - футуристов и обэриутов. О практике подобного рода западного искусства второй половины века по понятным причинам никто подозревал, за исключением отдельных фактов и имен: Джон Кейдж, Йоко Оно, Фрэнк Заппа. Тем не менее практики сибирских групп того времени достаточно точно соответствуют принципам такого известного явления в современном искусстве как «Флуксус». Это движение, инициатором которого стал литовский художник Джордж Мачунас, и в котором за двадцать лет «отметились» чуть ли не все основные фигуры западноевропейского искусства (например, Йозеф Бойс, Йоко Оно, Нам Джун Пайк, Джон Кейдж. Терри Райли и др.), исповедовало как раз принципы театрализации жизни, примата идеи над реализацией и процесса над результатом, стирания границ между искусством и жизнью и т.д. В случае нашего, сибирского, «Флуксуса» мы видим только меньшее число «флуксус-объектов», нежели у «прародителей». В общем, мы имеем случай именно «повторения непройденного».
 
А абсолютная схожесть этих явлений (мы не пытаемся сравнить их масштаб, глубину и значение) - в том, что от сегодня презентация этого искусства сводится по большей части к документации - газетной, видео, описаниям перформансов и хэппенингов. При бурной и насыщенной деятельности «Флуксуса» по обе стороны Атлантики этой документации осталось все-таки достаточно. В случае с сибирскими артистами, несмотря на то, что минуло гораздо меньше времени, собрать документальные свидетельства этой деятельности гораздо сложнее. 
 
Выставка - попытка представить это искусство в связности, как некий общий ответ на вызовы времени, как стремление найти новые формы искусства для новой, в то время меняющейся на глазах действительности. Выставка - стремление осознать важность и значимость этой страницы в истории сибирского искусства и восстановление справедливости. Но посыл выставки не ограничивается только сугубо исследовательским интересом архивиста. Меняющаяся на глазах общественная и культурная парадигма, возможно, сама в скором времени актуализирует эти и подобные практики.
 
Сергей Самойленко
 
 
 
 
 
2014предыдущий месяцследующий месяц
Вконтакте
Facebook
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
В рамках программы выставки "Повторение непройденного"

Public-talk

Литературный вечер Андрея Филимонова – известного томского журналиста, прозаика, поэта.

Public-talk

[Все события и проекты] 

 
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]