Современное искусство как иностранный язык

лекция

28.09.2016 - 24.06.2017, 19:00-21:00

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Купить билет

Программа: [Образование]

Современное искусство как иностранный язык
Годичный курс лекций в Уральском филиале ГЦСИ
28 сентября 2016 - 24 июня 2017

Уральский филиал ГЦСИ открывает годичный лекторий «Современное искусство как иностранный язык» – первую в Екатеринбурге комплексную программу для широкой публики об истории искусства в ХХ – XXI вв. Программа предваряет 4-ю Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, стартующую во второй половине 2017 года. Участники программы станут профессиональными зрителями, а наиболее заинтересованные смогут войти в группу арт-медиаторов биеннале.

Современное искусство – сложная знаковая система, которую можно сравнить с любым существующим разговорным языком. Чтобы научиться свободно ориентироваться в ней, необходимо накопить «словарный запас», пользоваться «словарями», иметь регулярную «разговорную» практику, выбирать правильных «переводчиков».

Программа курса состоит из взаимодополняющих модулей, разработанных специально приглашенными лекторами из крупнейших культурных и образовательных центров России. В течение года эксперты будут обучать легко ориентироваться в тенденциях, именах и направлениях современного искусства. Слушатели лектория узнают историю и теорию искусства ХХ века, основные тренды в искусстве начала XXI века и смогут более профессионально воспринимать сложные художественные объекты на выставках в России и за рубежом.
Программа рассчитана на 2 лекции в неделю в вечернее время. График скользящий, поскольку большинство преподавателей приезжают из других городов России специально для участия в лектории.

Слушателями программы могут стать все желающие, независимо от профессионального статуса. Каждый слушатель может сформировать для себя индивидуальную траекторию обучения:
- посещать отдельные лекции по стоимости входного билета в Уральский филиал ГЦСИ;
- выбрать наиболее интересные для себя образовательные модули и подписаться на них заранее через прилагаемую заявку;
- купить годовой абонемент, позволяющий посещать все мероприятия программы, пользоваться методическими материалами программы, а также участвовать в специальных образовательных проектах Уральского филиала ГЦСИ в течение учебного года.

СКАЧАТЬ РАСПИСАНИЕ

Модуль 1
ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?
2 лекции 28.09 - 29.09

Современное искусство настолько многолико, что нередко возникает вопрос: как могут быть его частью явления, не имеющие между собой ничего общего? Найденный объект и картина, инсталляция и активистский флэш-моб, видео и скульптура – произведением искусства может оказаться что угодно, ограничений нет. Оно может поражать виртуозным или демонстративно неряшливым исполнением, эстетической нейтральностью и «нехудожественностью». Какова природа искусства? Что такое произведение: вещь или идея? Где пролегает граница между искусством и жизнью? Для чего нужна теория искусства? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в первом модуле.

Лектор Антонио Джеуза (Москва)


Модуль 2
МОДЕРНИЗМ И АВАНГАРД: РЕФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКА ИСКУССТВА
3 лекции 5.10 - 7.10

Цикл поможет слушателям составить представление об основных направлениях и формах существования искусства конца 19 - начала 20 веков. Как трансформировался художественный язык на рубеже веков и какие ключевые проблемы решало модернистское искусство? Особое внимание будет уделено особенностям развития модернизма в России. Что означало быть современным художником в России в начале ХХ века, и как это отношение к действительности повлияло на дальнейший ход истории русского искусства?

Лектор Андрей Фоменко (Санкт-Петербург)


Модуль 3
АЛФАВИТ ИСКУССТВА ЗАПАДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ-ХХI ВЕКА
9 лекций 13.10 - 15.10, 17.10 - 18.10, 24.10 - 25.10, 31.10 - 1.11

Цикл охватывает период развития искусства, начиная с 1950-х годов и по настоящее время. Этот чрезвычайно насыщенный событиями период пришелся на переходную фазу в развитии искусства и культуры – от модернизма к постмодернизму. В центре внимания – ключевые, поворотные события, ставшие вехами на пути его развития, динамики становления. Помимо событийной канвы, возникают новые интерпретационные модели понимания природы творчества, произведений искусства. Цикл акцентирует внимание на сквозных проблемах, соединяющих творчество разных художников, а последняя четверть столетия рассматривается не в свете отдельных направлений, но идей, концепций и стратегий репрезентации искусства.

Лекторы: Глеб Ершов, Лера Лернер, Марина Соколовская, Глеб Напреенко


Модуль 4
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ФОКУСЕ ФИЛОСОФИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ
7 лекций 7.11 - 9.11, 17.11 - 18.11, 21.11 - 22.11

Цикл посвящен философии искусства и методологии искусствознания. Цикл позволит проследить связь художественного процесса с основными идеями и философскими концепциями эпохи. Слушатели получат обзор ключевых философских теорий ХХ века и рекомендации к их самостоятельному изучению, узнают, как в XX-XXI веках об искусстве писали философы, критики и искусствоведы. На лекциях будут рассмотрены центральные понятия, определившие судьбу художественного производства начиная с конца XIX века, в завершение будут обобщены взгляды современных критиков и философов на сегодняшнее положение современного искусства.

Лекторы: Дмитрий Безуглов, Борис Клюшников


Модуль 5
АЗБУКА РОССИЙСКОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ И НАЧАЛА ХХI ВЕКА
8 лекций 24.11 - 15.12

В лекциях цикла будут представлены основные вехи истории современного русского искусства с 1950-х годов до наших дней. Речь пойдет об образе человека в искусстве тоталитарной эпохи, главных стилях, течениях, ключевых событиях и героях советского нонконформизма, о художественных процессах 1990-х и звездах актуального искусства. Появление неофициального искусства, квартирные выставки 1960-1970-х, соц-арт и московский концептуализм, искусство «новой волны», творческие объединения и группы в Москве и Ленинграде в эпоху перестройки, искусство 2000-х и актуальная ситуация на российском художественном рынке.

Лекторы: Татьяна Круглова, Сергей Попов, Саша Обухова

 

Модуль 6
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКА
4 лекции 17.01 - 25.01

История развития оптических устройств и стратегии видимого. Социальный, философский, художественный, психологический контексты фотографии. Развитие художественной фотографии в ХХ веке и современные тенденции.

Лектор Артем Беркович


Модуль 7
ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ВИДЕО- И МЕДИА-АРТА
8 лекций 7.02 - 24.02

В 1960-х развитие новых в то время видеотехнологий дало начало экспериментам с новым жанром. Развитие компьютерной графики и технологий в 1980-х, а затем распространение интернета в 1990-х, создало благоприятную почву для появления новых и разнообразных форм медиа-искусства. В цикле будут рассмотрены история возникновения, идеологические и технологические особенности, жанры и направления видео- и медиа-искусства. Чем видеоарт отличается от кино, как он взаимодействует с кинематографом и визуальными искусствами? Знаковая система и способы создания нарратива в видеоарте. Что включает в себя искусство новых медиа и по каким законам оно развивается? Концептуальные основы, информационные, этические и эстетические аспекты пересечения искусства, науки и технологий. На лекциях слушатели посмотрят работы классиков видео и медиа-искусства, современных мировых и российских художников, и составят краткий путеводитель по искусству будущего.

Лекторы: Антонио Джеуза, Карина Караева, Дмитрий Галкин


Модуль 8
ГРАММАТИКА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
5 лекций

Цикл посвящен обзору различных источников становления современных звуковых практик, их взаимодействию с другими областями искусства и техники, а также эволюции экспериментального звука в целом. Трансформация классики и новый язык академической музыки, хронологический обзор от классиков авангарда до современных направлений, основы современной электронной музыки, саунд-арт. На лекциях слушатели поймут, как слушать современную академическую музыку, услышат ключевые произведения ХХ века, познакомятся с новейшими трендами современной электронной музыки.


Модуль 9
ГРАНИ ПЕРФОРМАТИВНОСТИ
10 лекций

Цикл рассматривает перформативную активность в широком смысле – от перформансных практик современного искусства до исполнительских практик (современный театр, танец). Определив границы жанра перфоманса, рассмотрим, как он взаимодействует с социальным и политическим контекстами. Слушатели познакомятся с основными этапами и тенденциями становления западного и отечественного перформанса. Отдельные блоки лекций посвящены истории и теории современного театра и танца. Как развивался современный театр, какие задачи он решает, какие новые художественные решения предлагает? Как изменилась форма сценического искусства и зрительское восприятие во второй половине XX века и в начале нового столетия? Какими категориями и понятиями оперирует современный танец, и как понимать его пластический язык?


Модуль 10
ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
8 лекций

Осмысление проблемы пространства, окружающего человека, как художественной среды. В основе курса – развитие идей формообразования в архитектуре и дизайне в широком историческом поле, во взаимосвязи с общественными, экономическими политическими веяниями ХХ столетия. Влияние социальных факторов и философских идей на формирование новой среды обитания.


Модуль 11 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА И ИНСТИТУЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
5 лекций

Как и для кого делается современное искусство? Система художник – куратор – зритель, художественные институции за рубежом и в России, рынки искусства, события международного арт-сообщества, тенденции актуального искусства и возможные пути его дальнейшего развития.

 

Модуль 12
КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕКАТЕРИНБУРГА
5 лекций

Теория «культурных гнезд» и геопоэтика в истории искусства Урала второй половины XX века. От неформального свердловского искусства к актуальной художественной ситуации в Екатеринбурге. Персоналии, художественные группировки, культурные институции. Современное искусство как часть капитализации городских пространств. Символическая капитализация Екатеринбурга: традиционный, современный и инновационный культурный капитал.

 

Специальный формат
РИДИНГ-ГРУППА
12.10.2016 – 24.05.2017
1 раз в 2 недели по средам в 19:00

Мы будем читать и разбирать тексты, написанные философами, критиками и самими художниками о современном им искусстве или о своих произведениях. Главный акцент будет сделан на статьях и выдержках из книг арт-критиков первой половины и последних десятилетий прошлого столетия – В.Воррингера, К.Гринберга, С.Зонтаг, Р.Краусс, М.Лифшица, Х.Розенберга, В.Хофмана, В.Шписа, А.Эфроса и др.

Модератор: Дмитрий Безуглов


ЗАПОЛНИТЬ ЗАЯВКУ
Если Вы хотели бы прослушать отдельные модули курса, Вы можете заполнить заявку, и мы уведомим Вас о расписании не позже чем за 2 недели до начала модуля:
https://goo.gl/forms/QRmV7yrEMpTJrQzk1
За 2 недели до начала модуля координатор программы свяжется с Вами и сообщит расписание и условия участия.


КУПИТЬ АБОНЕМЕНТ
Билеты и абонементы можно приобрести онлайн и в кассе ГЦСИ непосредственно перед лекцией.
Абонемент позволяет сэкономить 50% стоимости обучения


Стоимость участия:
ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ

1 лекция 150 рублей
5 лекций 600 рублей
10 лекций 1200 рублей
Весь курс 6000 рублей

Купить электронный билет

 

ЛЬГОТНАЯ СТОИМОСТЬ
для студентов очной формы обучения, школьников, пенсионеров и сотрудников учреждений культуры

1 лекция 80 рублей
5 лекций 300 рублей
10 лекций 600 рублей
Весь курс 3000 рублей

 

Программа подготовлена при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и осуществляется в рамках образовательной программы «Университет Биеннале». При поддержке со-организатора Уральской индустриальной биеннале современного искусства АНО «Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ»»

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Youtube – Видео лекций
Foursquare
Twitter
Подписка на еженедельную рассылку
[Все события и проекты] 

 
Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19а. +7 (343) 289-91-32  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]