Путешествия русского авангарда

Лекция, кинопоказ и концерт

20.10.2017, 20:00-22:00 пятница

Василий Кандинский. Импровизация 27 (Сад любви II), 1912, масло, холст, 120,3 x 140,3 см Коллекция Альфреда Стиглица

0+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Вход свободный

Площадка: Кинотеатр «Заря» (Калининград, пр. Мира 41/43)

Организаторы: Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО, Arzamas.academy

При поддержке: Благотворительный фонд Владимира Потанина

21 сентября 2017 стартует масштабный просветительский проект, посвященный знаковому явлению в истории отечественной и мировой культуры. Искусствовед Андрей Сарабьянов прочитает курс лекций о том, как рождалось и менялось направление, оказавшее заметное влияние на развитие искусства. Проект начнётся в Государственном Центре Современного Искусства в Москве и продолжится в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Томске и Самаре.

Каждая лекция курса посвящена одному из аспектов авангарда и его судьбе в отдельном городе. Выступления Андрея Сарабьянова будут транслироваться на сайте Arzamas; проект позволит зрителям по всей стране получить целостное представление об истории русского авангарда, увидеть его разнообразие – десятки художественных открытий, сделанных в разные годы и в разных точках России.

В Калининграде Андрей Сарабьянов прочтет лекцию «Догадки, прорывы, предвидения авангарда» 20 октября на сцене кинотеатра "Заря". Начало в 20:00, вход по бесплатным пригласительным в кассе "Зари" (Проспект Мира, 41/43, тел. 300-388) — поспешите, количество мест ограничено!

UPD: билеты закончились!

Андрей Сарабьянов: «Русский авангард – одна из великих эпох мирового искусства. Как это ни странно, но он до сих пор недооценен российским культурным сообществом. Цикл лекций в программе «Путешествия русского авангарда» призван к тому, чтобы помочь широкому зрителю разобраться в сути этого художественного явления».

Лекции будут сопровождаться коротким фильмом об истории русского искусства XX века и авангардными произведениями 1900-1920-х годов в исполнении Московского ансамбля современной музыки. Взаимодополняемость визуального и музыкального контекстов позволит погрузиться в эпоху с большей глубиной.

Краткое содержание лекции:

Авангард в изобразительном искусстве начала ХХ века в первую очередь явил себя в живописи. В России в 1913–1918 годах лавина «измов» заполнила пу­стую­щую область современного искусства — это была прежде всего русская беспредметная живопись: первые абстракции Кандинского, супрематизм Мале­вича и его последователей, беспредметные композиции Родченко и Варвары Степановой, «живописные архитектоники» Любови Поповой. Но даже в аван­гардной среде, где атмосферный градус новаторства был повышенным по срав­нению с противостоящей академической средой, происходили свои прорывы, чаще всего не замечаемые ни публикой, ни современниками-авангардистами. А сами создатели по тем или иным причинам не продолжали поиск в откры­тых ими направлениях.

Владимир Татлин в 1914 году отправляется в Париж и знакомится с Пикассо. В то время Пикассо работал над идеей объемного кубизма. Идеи кубизма за­хватили Татлина (по одной из версий, Татлин видел в мастерской распилен­ную на несколько частей скрипку), и уже через месяц после возвращения он устра­ивает в своей мастерской выставку «синтезостатичных композиций», которые в скором времени получили название «контррельефы» и под таким именем вошли в историю современного искусства. 

В 1916 году в Петрограде проходила «Последняя футуристическая выставка „0,10“». Ее идейным вдохновителем был Малевич. Он собрал группу худож­ников-единомышленников и превратил выставку в «презентацию» нового сти­ля — супрематизма, выставив 39 супрематических картин, в том числе «Чер­ный квадрат». С этого момента началось триумфальное шествие супрема­тизма, затмившее другие новшества выставки. А их на выставке было предоста­точно. Например, таким открытием могли бы стать скульптуры Ивана Клюна. В ката­ло­ге выставки фигурирует серия композиций «Летучая скульптура» — речь идет, по всей вероятности, о подвесных скульптурных композициях, эски­зы которых сохранились в архиве Клюна, — разнообразных подвешенных гео­ме­три­ческих фигурах. (В 1930–50-х годах идею кинетической скульптуры раз­вил американский скульптор Александр Колдер, назвав свои произведения «мобилями».)

Кроме супрематизма, Малевич развивал архитектонику. Ему не удалось воз­двиг­нуть ни одного архитектурного сооружения, однако его архитектоны — модели, или прототипы, современной архитектуры — не только послужили образцами для архитектуры конструктивизма и во многом предвосхитили современное архитектурное мышление, но и оказались еще одним прорывом русского авангарда — может быть, самым великим.

Одной из последних новаций художницы Ольги Розановой, умершей в 1918 го­ду, была так называемая цветопись. В январе 1917-го она начала работать над картинами с «преображенным колоритом» (так она писала в письмах друзьям), в которых старалась преодолеть влияние Малевича и освободиться от канонов супрематизма. Цветопись Розановой не нашла продолжения и развития у со­­вре­менников, но в конце 1950-х — начале 1960-х годов два американских ху­дож­ника — Барнетт Ньюман и Марк Ротко, оба представители абстрактного экспрессионизма и выходцы из Восточной Европы, — открыли схожие с цвето­писью живописные принципы.

Андрей Сарабьянов — историк искусства, издатель, эксперт по русскому искусству ХХ века. Кандидат искусствоведения (тема диссертации: «Владимир Баранов-Россине. Жизнь и творчество»). Директор литературно-художественного агентства и издательства RA («Русский авангард»). Член расширенного художественного совета Государственной Третьяковской галереи, член Наблюдательного совета Государственного научно-исследовательского музея архитектуры, член редколлегии издательства «Искусство XXI век». Член АIКА (Международной ассоциации художественных критиков). Член АИС (Ассоциации искусствоведов). В 1992 году опубликовал книгу «Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях», благодаря которой были возвращены в публичный оборот около двухсот полотен русских авангардистов первого ряда. Автор и составитель (совместно с Василием Ракитиным) серии «Архив русского авангарда». Автор и составитель (совместно с Василием Ракитиным) Энциклопедии русского авангарда (М., 2013–2014). Автор книг «Ян ван Эйк: [Альбом]» (М., 1990), «Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях» (М., 1992), «Владимир Баранов-Россине» (М., 2002), «Жизнеописание художника Льва Бруни» (М., 2009). Автор многочисленных статей и публикаций. Автор сценария и ведущий документального фильма «Улица Малевича».


Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. МАСМ первым прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. Отличающийся высоким уровнем профессионализма коллектив быстро завоевал мировую популярность: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов.

На счету МАСМ более 800 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений, среди которых классики Д. Шостакович, Н. Рославец, А. Мосолов, А. Шнитке и Э. Денисов (Россия), Э. Варез и Я. Ксенакис (Франция), Х. Лахенманн (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия) и другие; ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии.


Прикрепленные данные:
2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Twitter
Youtube – Видео лекций
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
Калининград, ул. Дмитрия Донского, 7/11. +7 (4012) 60-43-29  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]