РИДИНГ-ГРУППА «НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ПОЭЗИЯ: ОТ ПОЗДНЕГО МОДЕРНИЗМА К СОВРЕМЕННОСТИ»

Дискуссия

24.09 - 20.12.2019

3+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

 РИДИНГ-ГРУППА
«НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ПОЭЗИЯ: ОТ ПОЗДНЕГО МОДЕРНИЗМА К СОВРЕМЕННОСТИ»

в рамках программы «Арсенал. Текст».
Совместно с региональным поэтическим проектом «Нижегородская волна»

сентябрь 2019 — май 2020

Ридинг-группа посвящена истории изменения немецкоязычной поэзии с 50-х годов XX века (Пауль Целан, Ойген Гомрингер) до настоящего времени (Освальд Эггер, Ульф Штольтерфот, Хендрик Джексон). Пристальное внимание будет обращаться на основные направления поиска нового языка и поэтической формы, поэтический и языковой эксперимент в контексте общеевропейских и мировых поэтических тенденций. Важным представляется включение в разговор о немецкой поэзии этого времени авторов из Австрии, пишущих на немецком языке (Эрнст Яндль, Верена Штауффер).
Ридинг-группа предполагает не столько лекционное изложение материала, сколько непосредственную работу с текстом в различных формах: от классических форм филологического анализа до практик медленного чтения. Такая форма работы позволяет глубже проникнуть в семантическое поле текста, вскрыть особенности его функционирования на разных уровнях текста и взаимодействие этих уровней между собой.

Ведущие группы:
Александр Колесников — филолог, переводчик, преподаватель кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского,
Аня Фролова — аспирант кафедры зарубежной литературы Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Расписание:
24 сентября, 18:00. Модернизм: герметическая поэзия Пауля Целана, Ингеборг Бахман.
Немецкоязычная поэтическая практика послевоенного времени, представляя собой поздний этап развития модернизма, традиционно связанный в Германии и Австрии с именами Брехта, Бенна, Целана, Бахман, становится по своей сути полемикой с афоризмом Т. Адорно о невозможности существования поэзии после Освенцима. Поэзия, как и исследование языка, в это время обусловлена преломлением достижений европейской философской мысли, и в первую очередь философско-лингвистических идей Людвига Витгенштейна и его последователей. Характеризующиеся максимальной сложностью и плотностью поэтического языка, герметической сжатостью и суггестивностью, поэтические тексты и Пауля Целана, и Ингеборг Бахман фактически лишают читателя возможности интерпретации (в значении истолкования смысла); в связи с этим возникает необходимость принципиально иного инструментария для движения по ускользающему следу смысла внутри самих текстов.
25 октября, 18:00. «Конкретная поэзия» (О. Гомрингер) и эксперименты «Венской группы». Эрнст Яндль, Ф. Майрёкер.
26 ноября, 18:00. Постмодернистские тенденции и «транзитная поэзия». Дурс Грюнбайн, Лутц Зайлер.
20 декабря, 18:00. Метаязыковая рефлексия: «сломанный немецкий». Герхард Фалькнер, Ульрике Дреснер.

В 2020 году:
Модернизация языка. Мифология ракетной станции.Томас Клинг, Освальд Эггер.
Архитектура письма. Поэтическая машинерия «терминологий»: Ульф Штольтерфот.
Политическая лирика в современной немецкой поэзии. Хендрик Джексон, Марион Пошманн.
Поиск формы: вовзврат к традиции и поиск новых форм. Михаэль Донхаузер, Моника Ринк.
Интермедиальные явления в немецкоязычной поэзии: слово и голос.

Вход свободный.
Адрес: г. Нижний Новгород, Арсенал, Кремль, корпус 6, левое крыло, медиатека.
Контакты: 8 (831) 422 45 54, www.ncca.ru/nnovgorod

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Twitter
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Арсенал. +7 (831) 422 75 55  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]