Цикл открытых публичных лекций «Искусство и революции»

Лекция

24.02 - 17.05.2017

2+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

 Цикл открытых публичных лекций
«Искусство и революции»

февраль — октябрь 2017

совместно с Российским государственным гуманитарным университетом
(Отделение социокультурных исследований, кафедра истории и теории культуры).


24 февраля, 19:00
«Искусство революции». Лекция о взаимосвязи художественного и революционного процессов.
Лектор — культуролог, доцент кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ Светлана Еремеева.

Художникам приходится считаться с политическими процессами. Встреча художника и власти, как правило, в конечном итоге оказывается драматичной. Хотя, казалось бы, что может быть естественнее этого контакта? Революция — разрыв традиций. Искусство — вечное изобретение нового. Искусствовед и революционер Анатолий Луначарский считал, что эта встреча имеет смысл для обеих сторон: «если революция может дать искусству душу, то искусство может дать революции ее уста». Но почему-то две стороны становятся не соратниками, а соперниками.
Сталкиваются две стихии. Революция и искусство нуждаются друг в друге: революция уничтожает искусство и производит его, революция рушит границы и правила и создает новые. Прошлое, настоящее и будущее теряют связь преемственности, жизнь и смерть теряют свой безусловный характер. Результат процесса всегда неизвестен.

 

31 марта, 19:00
«Революция в образах: религия, власть и искусство в Англии середины XVII века». Лекция о стратегиях искусства во времена пуританской революции.

Лектор — историк, доцент кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ, старший научный сотрудник Центра гендерной истории Института всеобщей истории РАН Анна Стогова.
Английский король Карл I был большим поклонником современного искусства, но в его страсти к европейской живописи и скульптуре подданные увидели подтверждение всех самых мрачных опасений касательно правления этого монарха. Парламентарии подчеркнули эту тесную связь искусства и образа власти, сделав построенный придворным архитектором Иниго Джонсом Банкетный зал Уайтхолла декорацией казни короля. Искусство, еще не ставившее своей целью выражение общественных чаяний, все же оказалось одной из наиболее политизированных сфер культуры.
Долгое время английские искусствоведы считали период революции временем упадка, однако современные исследования показывают, что с ним связаны серьезные изменения как статуса самого искусства, так и его эстетики.

 

28 апреля, 19:00
"…Я услышал голос народа и повиновался ему”: художник как творец Революции".
Лекция об искусстве Великой французской революции. Лектор — историк, доцент кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ Ирина Захарченко.

В истории Великой французской революции искусству суждено было занять особое место. Оно визуализировало революционно-критический пафос времени, художественно осмысляло новые идеалы, формировало в общественном сознании представление о высочайшем значении главных ценностей новой эпохи — Свободы, равенства, братства. De facto, своими возможностями, оно творило Революцию.
На лекции речь пойдет о художественных открытиях эпохи Великой французской революции, о новых гранях социального функционирования искусства. «…Я услышал голос народа и повиновался ему», — эти слова крупнейшего художника революции Жака-Луи Давида могут помочь найти ответы на поставленные вопросы и понять, как именно произведения искусства отразили важнейшие смыслы и сложнейшие противоречия революции.

 

17 мая, 19:00
”Вы тоже мои, и я ваш господин!". Художники, революции и власть в Европе 1848–1852 гг.". Лекция о двусмысленности искусства и революционной ситуации.
Лектор — историк, доцент кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ Евгений Савицкий.

«Вы тоже мои, и я ваш господин!» — восклицает с усмешкой, обращаясь «к самой природе, солнцу, звездам, смерти и вечности», бунтующий художник в статье «Искусство и революция» Рихарда Вагнера, активного участника Майского восстания 1849 года в Дрездене. Предвосхищая «восстание господ» у Ницше, художник Вагнера говорит одновременно и об обретении свободы, превращающем «слугу промышленности в прекрасного сознательного человека», и о господстве, которое, к тому же, оказывается связано с утверждением прав собственности даже на смерть и вечность. Как сочетались в эту революционную эпоху борьба за равенство и утверждение прав собственности, идеи братства и национализм, желание свободы и стремление почувствовать себя хозяевами мира? Как работали с этими идеями художники, участвовавшие в революции, критиковавшие ее или наблюдавшие за ней со стороны, из незатронутого потрясениями Лондона? Каковы были художественные средства, имевшиеся к 1848 году для работы с идеей революции, и повлияли ли политические потрясения рубежа 1840–50-х годов на те радикальные перемены, что будут происходить в искусстве в последующие годы? Об этом пойдет речь в лекции на примере работ некоторых европейских художников.

 

В сентябре и октябре состоятся две заключительные лекции цикла — «Искусство и русская революция 1905 года» и «Русская революция 1917 года — авангард и контравангард».
Лектор — доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ Игорь Кондаков.

12+

Стоимость билетов на лекции: 100 рублей, льготный — 70 рублей.
Адрес: Нижний Новгород, Арсенал, Кремль, корпус 6.
Тел.: 8 (831) 422 45 54, www.ncca.ru/nnovgorod

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Нижний Новгород, Кремль, к. 6, Арсенал. +7 (831) 422 75 55  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]