Выставка «Прибытие поезда»

Выставка

23.03 - 20.05.2018

Сергей Резников «Паровоз», 1978, бумага, графитный карандаш, 55 х 75 см. Сектор коллекции фонда ГЦСИ собрания ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

1+
Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Площадка: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» (ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8)

 

Государственный центр современного искусства в составе «РОСИЗО» совместно с Фондом культуры «ЕКАТЕРИНА» представляют выставку «Прибытие поезда».

 

Масштабный выставочный проект «Прибытие поезда» объединяет свыше ста работ отечественных и зарубежных художников и размещается в пространстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническими символами перемен и неумолимого движения истории вперед.
Образ поезда выступает организующим элементом выставки, что напрямую выражается в архитектурном решении — зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу, и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.

 

Виталий Пацюков, куратор проекта: «Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории. Мы видим его образ в разных формах, разных жанрах и техниках — в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, киноавангарде и видеоарте, в живописи, музыке и литературе.

Мы путешествуем, пересекая арт-территорию Европы, России, США, соединяя в единую целостность страны, их культуру и историю. Здесь нам встречается и траурный поезд с телом Ленина, и поезд Великой Победы, и вагон, который возвращает из Германии почившего Чехова в морозильном отделении для устриц, а также, индустриальные поезда Транссибирской магистрали, отправленные в будущее.

Прорываясь в новую информационную эпоху, поезд выступает как носитель новой информации, новый символ коммуникации, образ прогресса, который проходит через всю историю нашей цивилизации. Мы показываем его максимально понятно и наглядно, зрелищно и ностальгически. Зритель не просто присутствует, он фактически едет в этом поезде, присоединяется к этому пространству и влияет на него».

В начале экспозиции мы попадаем в «Исторический поезд». Образность железных дорог мгновенно принял на вооружение кинематограф: зрителя встречают братья Люмьер и их «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», впервые представленное публично больше столетия назад, а также «Необыкновенное путешествие» Жоржа Мельеса, «Бесшумные поезда» Томаса А. Эдисона, фильмы Ман Рэя и Григория Александрова, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела выступает Транссибирская магистраль, волновавшая умы многих представителей европейского авангарда, по которой стремительно удаляется навстречу восходящему солнцу поезд с героями Алексея Германа.

В видеокомпозиции «Транссибирская сюита» Владимира Смоляра визуализируется метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне движущегося состава, под ритм стука колес и монтажных фраз музыки Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Джона Колтрейна и Джимми Хендрикса проносятся ключевые полотна века — солдаты Михаила Ларионова, крестьяне Казимира Малевича, летающие Марка Шагала, импровизации Василия Кандинского и образы орфического кубизма Сони Делоне. Завершает эту часть экспозиции знаменитый видеоклип Бориса Гребенщикова «Этот поезд в огне», направляя наше движение в пространство фильма Виктора Семенюка «Казенная дорога».

Перед входом на второй этаж зрителя встречает инсталляция Владимира Смоляра «С точностью до размерности» — вокзальные часы, фиксирующие не только секунды его пребывания на выставке, но и основной ряд физических констант, определяющих положение человека в космосе. Музыку к инсталляции написал итальянский композитор Паоло Риччи.

Пространство «Миростроительное депо» рассказывает о достижениях советского кинематографа 1920-30-х годов через фрагменты фильмов «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова, «Пасифик 231» Михаила Цехановского, «Кинопоезд» Александра Медведкина и «Дела и люди» Александра Мачерета. Далее через видеообраз Глеба Косорукова «Девушка, поющая Интернационал в подмосковной электричке» мы переносимся в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как «Большое ограбление поезда» и «Серенада солнечной долины».

Включаясь в ритмические звуки оркестров Глена Миллера и Дюка Элингтона, наш поезд въезжает на территорию современной культуры, представленной триптихом «Take the A Train» Владимира Янкилевского, видеоработами Марины Фоменко и Александры Митлянской, едет через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда вновь возвращает нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки выстроены нелинейно: в двухканальной видео-инсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходим в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходим на Красной площади.

Особое место в «Депо» занимают графические композиции, разрабатывающие тему движения локомотива в разнообразных творческих системах: воспевающие индустриальную мощь поездов конструктивистские плакаты, проективные чертежи Якова Чернихова, коллажи Алексея Гончаренко и пространственная аксонометрия Сергея Резникова. Здесь же зритель увидит состоящую из светокинетических объектов и видеопроекции многоуровневую инсталляцию Аллы Урбан, запись спектакля знаменитого норвежского VERDENSTEATRET , скульптурную композицию Владимира Сафарова, соединяющую визуальный контекст «Большого стекла» Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.

Заключительный раздел выставки «Место действия — поезд» обогащает смысловое поле проекта отсылками к образу поезда в художественной литературе, театре и живописных работах классиков второго русского авангарда.

Открывает раздел новая работа Константина Батынкова «Композиции с образом поезда», рифмующаяся с фото-инсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного «Поезда Победы» 10 мая 1945 года. Эти залы позволяют увидеть новейшие живописные системы — композиции Ильи Кабакова и Эрика Булатова, работы Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, рассматривающие связи между традицией и возможностями радикальной визуальной оптики. Одно из ключевых полотен раздела — соцреалистическая работа Кузьмы Николаева «Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске» из коллекции РОСИЗО.

Литературно-театральные ассоциации представлены в «зале Анны Карениной», отмеченном своеобразным эпиграфом — серией объектов Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, при внимательном рассмотрении предлагающей новую драматургию романа, где творческая игра ребенка предотвращает гибель героини Льва Толстого. Контрапунктом зала становится видеодокументация спектакля-перформанса Дмитрия Крымова «Тарарабумбия», визуальная структура которого построена как шествие и одновременно как движение поезда с телом Чехова, прибывшего из Германии в вагоне-морозильнике для устриц.

Дополняет эту тему стремительно передвигающийся в обратной перспективе Павла Флоренского поезд Анны Ефремовой, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в трансцендентальный вокзал Леонида Тишкова — пространство между мирами, место встречи и прощания, «До свидания друг мой...». Яркий, устремляющийся на нас свет фонаря этого поезда указывает на ностальгическую тотальную инсталляцию Александра Бродского — плацкартный железнодорожный вагон, равномерно покачивающийся, мерцающий своими окнами, наполненный тревогой и надеждой, обращенный к нашему детству. Особое место в этой философской арт-территории занимает «кабинет» Вадима Абдрашитова, мастера новейшего киноязыка, использующего образ поезда в радикальной социо-культурной драматургии.

Завершается выставка интегральным проектом Сергея Филатова, вобравшим звуки железных дорог, депо и вокзалов. Это редимейдный акустический мир обнаруживает симметрию и транслирует свои сигналы в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача «Следующая станция Chinatown (Россия — Китай)».

Стрела Транссибирской магистрали здесь устремляется на Восток, где зритель и заканчивает свое путешествие, переживая феномен поезда в контексте культуры последнего столетия и открывая в своем сознании новые формы существования в нашей техногенной реальности.


 


Даты проведения
: 23 марта – 20 мая 2018 года

Место проведения: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Адрес: Москва, ул. Кузнецкий мост, дом 21/5

Спонсор проекта: Группа компаний «Стройтэкс»

Кураторы: Виталий Пацюков, Екатерина Дракунова, Анастасия Козаченко, Светлана Макеева

Архитектор выставки: Константин Ларин

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]