ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ «ШИРЯЕВСКАЯ БИЕННАЛЕ. СРЕДНЕРУССКИЙ ДЗЕН»

31.08 - 07.10.2017

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа призвана дать более глубокое осмысление материалов выставки «Ширяевская биеннале. Среднерусский дзен» и включает в себя два тематических блока: лекционный и перформативный. Известные художники, искусствоведы и кураторы раскроют образ старейшей в России международной биеннале современного искусства,  обсудят ее творческий путь с профессиональным сообществом и широкой аудиторией.

31 августа (четверг) 19:30
Круглый стол «Субъективный взгляд на историю старейшей в России биеннале современного искусства»
В день открытия выставки кураторы Ширяевской биеннале и участники проекта разных лет расскажут о своем опыте.
Участники:
Роман Коржов, Неля Коржова, Александр Панов, Владимир Логутов, Виталий Пацюков, Диана Мачулина, Герман Виноградов, Владимир Потапов, Дмитрий Булныгин, Анна Гор.

1 сентября, 19:00

Лекция Нели Коржовой «Биеннале как социальная скульптура: путь от самоорганизованной инициативы до главного культурного проекта региона»

Лекция будет посвящена осмыслению опыта работы с искусством как медиумом социальных преобразований на примере старейшей в России биеннале современного искусства. Неля Коржова расскажет о социальной скульптуре как феномене, а также о партнерстве c международными и российскими общественными организациями (Самарского Регионального Общественного Благотворительного Фонда «Центр современного искусства» и Штуттгартского союза художников (Stuttgarter Kunstverein e.V.) и создании платформы устойчивого развития.
Неля Коржова – художник, куратор, со-организатор и арт директор Самарского регионального общественного благотворительного фонда «Центр современного искусства» (1997-2014). Работала в Приволжском и Средневолжском филиалах Государственного центра современного искусства /Самара ( 2007 -2017). Куратор многих проектов и программ, в том числе: «Фашизм now», «Оболочка повседневности», «Девять месяцев чувств», «Визиология», «Улица, как музей – музей, как улица», «Волга.Ноль». Со-основатель и куратор Ширяевской биеннале (1999-2016).

2 сентября 19:00
Лекция Константина Зацепина «Среднерусский дзен, Волга и созерцательность. О специфике художественного контекста средневолжского региона»

На лекции Константин Зацепин расскажет о некоторых базовых мотивах современного искусства Самары и Средневолжского региона. Здесь не встретить ни брутальных реалий российской провинции, ни декларативных политических посланий. За минимализмом визуального материала и тяготением к часто подчёркнуто «незрелищным» формам угадывается характерный тип художника – дистанцированный аналитик, сознательно подменивший изображение социальной реальности внутренней критикой самой изобразительности. В большинстве работ, с их чёткой прописанностью линий и колористических фактур, восходящих к американской «colour-field painting», неумолимо присутствует горизонт. Он структурирует каждую картину как ландшафт, видимый издалека неким условным наблюдателем. Небо, горизонт, вода – их цветовые поля образуют коллективного «Марка Ротко» самарского искусства.
Константин Зацепин — кандидат филологических наук, член Ассоциации искусствоведов. Автор публикаций о современном искусстве и литературе в «Художественном журнале», «Новом литературном обозрении», «Диалоге искусств» и др. Автор книги «Пространства взгляда» (2016), составитель-редактор сборника «Анатомия художественной среды» (2015). Номинант Государственной премии «Инновация» (2012), двукратный номинант Премии Сергея Курехина (2016, 2017). Живет и работает в Самаре.

2 и 3 сентября, 14:00
Туры по городу «Межтуризм. Пространственные путешествия вглубь города и себя» Катрин Ненашевой, Владимира Колесникова и Михаила Левина

Агенство Межтуризма предоставляет уникальную возможность межпространственных путешествий по Москве: посетители смогут проходить сквозь стены, перешагивать через заборы, смотреть на привычные места c десятков новых ракурсов, записывая звуки, делая заметки и фоторепортажи о районе. Тур по городу будет полностью спланирован по скайпу людьми, живущими в психоневрологических интернатах (ПНИ), многие из которых не имеют возможности самостоятельно передвигаться в открытом пространстве и не выходили в город десятилетиями. О маршруте, характере путешествия и форме коммуникации участники тура узнают в момент его начала, раскрыв конверт межпространственной путевки.

http://www.mezhturism.ru

Катрин Ненашева – художница, перформансистка. Участница фестиваля активистского искусства «МедиаУдар. Москва» (2015, 2016) и проекта «И — Искусство. Ф — Феминизм. Актуальный словарь» (НИИДАР, Москва, 2015). Первая персональная выставка «Не бойся. Документация» прошла в Краснодарском институте современного искусства (совместно с Виктором Новиковым; 2015). Основные работы: “Не бойся” (2015), “Наказание (2016), “Между здесь и там” (2017). Художественный метод Ненашевой связан с длительным погружением в те или иные ситуации городской повседневности. Каждая акция выстраивается сюжетно и похожа на спектакль, фильм или литературное произведение, со своей кульминацией и развязкой. Ракурс своих перформативных исследований Ненашева обращает на тело и живую коммуникацию на улицах, которая является важной частью всех её работ.
https://katrinnenasheva.tumblr.com
Владимир Колесников – художник. Окончил факультет кибернетики Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики. Работает в сфере информационных технологий — занимается внедрением автоматизированных систем в крупном научно-производственном концерне. Выпускник первого выпуска образовательного проекта WHO.ART.LAB фестиваля современного искусства ART.WHO.ART («Арт-бизнес. Теория и практика»), 2016 г. Выпускник Школы перформанса PYRFYR (2016-2017 гг.) при Государственной галерее на Солянке (мастер курса – Лиза Морозова, руководитель Школы – Фёдор Павлов-Андреевич). Участник выставок «ОТКРЫТиЯ» проекта OPEN UP! (Арт-пространство корабля «Валерий Брюсов», март 2016 г.), фестиваля ART.WHO.ART #6 (Хлебозавод №9, август 2016 г.), фестиваля Moscow Decompression 2016 сообщества Burning Man Russia (BEREG DISTRICT, ноябрь 2016 г.), выставки «Одиннадцать новых» (Государственная галерея на Солянке, февраль 2017 г.) и Фестиваля видеоарта и перформанса «Now&After» (куратор – Марина Фоменко, ЦТИ «Фабрика», июль 2017 г.). Живёт и работает в Москве.

Михаил Левин – журналист и художник. Сооснователь Агентства Межтуризма и президент Федерации Психосквоша России.


7 сентября 19:00
Лекция Виктора Мизиано «Глокальность мышления Ширяевской биеннале и региональные культурные проекты с международной оптикой»

За историю своего существования Ширяевская биеннале стала культурным брендом Самарского региона и предложила новую практику экспонирования современного искусства. Сочетание интернационального духа и проблем сегодняшнего дня, способность кураторов извлекать массу интеллектуальных кодов и идей из локации отличают ширяевский проект от многих других биеннале, включая московскую. Социологическое понятие «глокального» объединяет два базовых измерения современности: глобальное и локальное. Ширяевская биеннале – уникальный для российского художественного контекста пример глокального культурного проекта, который не замыкается в провинциализме, но ведёт международный диалог.

Виктор Мизиано – куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала». Главный куратор российского павильона на Венецианской биеннале 1995 и 2003 гг., а в 2005 г. — главный куратор первого павильона Центральной Азии. Основатель и первый главный редактор международного издания о теории и практике кураторства Manifesta Journal.

9 сентября в 14:00 и 10 сентября в 18:00

Групповые перформативные экскурсии Ганны Зубковой «ГЦСИ — Зоопарк. Экскурсия»

Человеческий зоопарк, также известный под названием «этнологическая экспозиция», «негритянская деревня», — распространённый вид развлечения для широкой публики в XIX — начале XX века, целью которого была демонстрация выходцев из Азии и Африки. В глазах западной цивилизации жители других континентов, привезенные как диковинные предметы, были примитивными дикарями, чей уклад жизни не считался нормальным с точки зрения более сильной захватнической стороны, имеющей свои представления о норме. Начиная с 1870-х гг. человеческие зоопарки становятся символом имперских войн, а с течением времени получают более широкое и метафорическое значение.

В серии групповых экскурсий по району вокруг Московского зоопарка, посвященных осмыслению содержания живых существ в неволе как форме коллективного существования, художница Ганна Зубкова сформирует коллективное тело, исследующее само себя. Перформативная экскурсия обозначит круг проблематики, связанный с обществом тотального надзора: от отношений между субъектами и вуайеризма до механизмов трансформации общества в современную форму ультратехнологичного паноптикума.

Ганна Зубкова – художница, исследователь. Родилась в Минске. После факультета журналистики МГИМО закончила магистратуру Сорбонны (департамент Философии, медиа и искусства), постмагистерский курс в Высшей нормальной школе в Лионе (История философии), и сейчас учится в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже (Ecole de Beaux Arts de Paris). Избранные выставки: «Юдоли» в галерее Triumph (Москва, 2017), «The End of The World» в Центре современного искусства Печи (Прато, Италия, 2017), «Traduire c’est trahir» в галерее Nivet-Carzon (Париж, 2016), «Покидая завтра» в ЦСИ Винзавод (Москва, 2015), «Nothing will grow together because nothing belongs together» в бывшей военно-морской базе Олавсверн (Тромсе, Норвегия, 2015). Номиниант премии Кандинского за перформанс «Революционная ось» (Москва, 2015). Живет и работает в Минске и Париже.

https://www.hannazubkova.com

14 сентября 19:00
Лекция Егора Софронова «Нематериальная ретроспектива, ретроспектива нематериального: о перформансе и истории»

Можно ли с помощью тел и их движений представлять историю? Недавнее развитие в перформативных практиках и в коллекционировании перформанса ставит нас перед этими вопросами. Оно изменяет старую стандартную установку на телесную прямоту. С одной стороны, возникают новые способы архивации перформанса и искусства взаимодействия. С другой стороны, перформативные, нематериальные способы репрезентации и осмысления исторического материала расширяют методологию искусства.

Егор Софронов — художественный критик, редактор «Художественного журнала». Научный сотрудник программы «Полевые исследования» МСИ «Гараж».

Вход свободный


16 сентября в 14:00, 18:00 и и 17 сентября в 14:00, 18:00
Сайт-специфический перформанс танцевального кооператива «Айседорино горе». «Лаборатория восприятия».

Лаборатория художниц Александры Портянниковой и Дарьи Плодовой (танцевальный кооператив «Айседорино горе») сосредоточена на двух исследовании двух аспектов: как среда влияет на нас и как мы своим присутствием и действием можем изменить восприятие пространства других людей. Каждое занятие в рамках лаборатории будет посвящено одному-двум дворам (и связывающим им дорожкам) в районе Зологической и Большой Грузинской улиц. Художниц интересуют способы выявления основных векторов влияния локального пространства и использования тела в качестве резонатора окружающей среды. Участники перформансов введут в городское пространство новый код значений, задавая, тем самым, новое поле восприятия для отдельно взятого района города.
 
Участники лаборатории займутся анализом реакций на окружающую среду (что в ней притягивает наше внимание и какие дискурсы задает пространство?) и попробуют раскрыть основные векторы влияния, характерные для каждого двора в отдельности. Инструменты сайт-специфического перформанса помогут его участникам раскрыть свое отношение к публичным пространствам и преобразовать городскую среду. В конце каждого занятия участниками лаборатории будет исследована на практике перформативная структура.
Танцевальный кооператив «Айседорино горе» – коллектив, учрежденный выпускницами Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Александрой Портянниковой и Дарьей Плоховой в 2012 году. В своей работе художницы черпают вдохновение в текущих обстоятельствах: это может быть пространство, ситуации в личной жизни, переписки с менеджерами. Целью деятельности коллектива является достижение того уровня непредсказуемости и способности сочетать несочетаемое. Коллектив участвовал в фестивалях: Culturescapes (Базель, Швейцария), Искусство движения (Ярославль), OpenLook и OKNO (Санкт-Петербург), Zdвиг (Киров), Айседора (Красноярск), Игра в классики и Перформативное искусство (Москва).
 
http://www.isadorino-gore.com

Участие по предварительной регистрации:
16 сентября, 14:00: https://ncca.timepad.ru/event/571329/
16 сентября, 18:00: https://ncca.timepad.ru/event/571333/
17 сентября, 14:00: https://ncca.timepad.ru/event/571337/
17 сентября, 18:00: https://ncca.timepad.ru/event/571340/

20 сентября 19:00
Лекция Алисы Олевой «Зачем ходить? Художественные практики, использующие прогулку как художественную стратегию»

Прогулка как способ считывать, воспринимать и наблюдать городскую среду; прогулка как тактика нового понимания урбанистической системы; как телесность; как символ мобильности города; как способ соучастия в публичном пространстве и возможность контакта с "инаковостью"; прогулка как возможность установить привилегированное отношение с городом и повседневностью. Художница Алиса Олева расскажет о различных практиках и художниках, использующих хождение как метод, а также поделится своим опытом создания работ, основанных на хождении: экскурсиях по городу и психогеографическом дрейфе.

Алиса Олева – художница, работающая в жанре психогеографических и аудиопрогулок. Используя методы партиципаторного искусства и перформанса, Олева практикует одиночную или совместную прогулку как один из простейших способов взаимодействия и участия людей в исследовании города и самих себя. Выпускница Goldsmiths University, Работает вместе с Дебби Кент над проектом “The Demolition Project”.

https://thedemolitionproject.com
Вход свободный

23 сентября (суббота) 16:00
Walkshop Алисы Олевой “Город и звук”

В рамках воркшопа посетителям предлагается узнать Москву с новой стороны, «прислушаться» к ней. Под присмотром художницы участники инвентаризируют улицы, сфотографируют звуки, пройдутся по городу с завязанными глазами. Всем принимающим участие в событии рекомендуется надеть удобную обувь.

Алиса Олева – художница, работающая в жанре психогеографических и аудиопрогулок. Используя методы партиципаторного искусства и перформанса, Олева практикует одиночную или совместную прогулку как один из простейших способов взаимодействия и участия людей в исследовании города и самих себя. Выпускница Goldsmiths University, Работает вместе с Дебби Кент над проектом “The Demolition Project”.

Участие по предварительной регистрации

24 сентября в 12:00 и 17:00
Психогеографический коллективный перформанс Алисы Олевой “Одновременная прогулка”

Что значит группа людей в пространстве города и в чем ее отличие от толпы? Что является связующим материалом и где он утончается, выпадает и рвется, как удерживается ощущение включенности, связи и соприкосновения? Группа людей перемещается на расстоянии по одинаковой траектории, следуя инструкциям друг друга, которые отправляются в живом времени в общую группу на WhatsApp.

Алиса Олева – художница, работающая в жанре психогеографических и аудиопрогулок. Используя методы партиципаторного искусства и перформанса, Олева практикует одиночную или совместную прогулку как один из простейших и доступных способов взаимодействия и участия людей в исследовании города и самих себя. Алиса родом из Москвы, живет и работает в Лондоне. Выпускница Goldsmiths University. Работает вместе с Дебби Кент над проектом “The Demolition Project”.

Участие по предварительной регистрации

25 сентября 19:00
Лекция Александра Буренкова «Кризис биеннализации: от первых биеннале и всемирных выставок до поиска альтернативных форматов современных мега-выставок»

«Биеннализация» мира искусства — экспансивное распространение новых биеннале по всему миру, порождает интенсивную транснациональную активность художников, кураторов, музеев и образовательных институций, однако встречает активную критику среди профессионального сообщества. Современные биеннале обвиняются в поверхностности исследовательского подхода, пренебрежительном отношении к художникам и обесценивании искусства как такового. Глубоко проработанные, осмысленно структурированные и не дискриминирующие художников биеннале все чаще уступают место однообразной рутине национальной репрезентации локальных художественных сцен.

Лектор пригласит участников к размышлению: могут ли подобные масштабные экспозиционные проекты преодолеть положение триггера туристической привлекательности места, превратившись в жизнеспособные в долгосрочной перспективе платформы, которые могли бы приносить пользу обществу, сохранять критический потенциал высказывания и способствовать общественной дискуссии о политических, экологических, социальных и этических проблемах современного мира?

Александр Буренков – куратор, главный специалист дирекции регионального развития РОСИЗО-ГЦСИ и куратор галереи ISSMAG. Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета и Института проблем современного искусства. Куратор фонда развития современной культуры V-A-C (2014-2016). Лауреат государственной премии в сфере современного искусства «Инновация» (2017) в номинации «Куратор года» за проект «Плановое устаревание» в рамках параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства.

Вход свободный

27 сентября 19:00
Лекция Марии Калининой «Эфемерность и номадизм. Об истории перформативных и кочевых выставок»

Ускользание и эфемерность как культурная категория является одной из определяющих для современных выставочных практик. Деятельность основателей кураторства — Вима Беерена, Гаральда Зеемана, Люси Липпард, Сета Сигелауба и др., постоянно осмысляла неукорененность и номадический характер современной культуры. Место как художественная проблема занимала художников и кураторов на протяжении последних десятилетий; результатом стало формирование особого типа передвижных выставок и перформативных художественных стратегий. Как проявляется сегодня история радикальных кураторских практик с ее отрицанием жестких границ  и освобождением от институциональных рамок? Какие художественные проекты нашего времени существуют в режиме эфемерности и постоянного движения? С чем связан нынешний перформативный поворот в искусстве? На лекции будут рассмотрены такие художественные проекты и выставки, как «Комнаты друзей» Яна Хута,  «Гамбургский проект» Виктора Мизиано, «Культура в действии» Мэри Джейн Джейкоб и др.

Мария Калинина — независимый куратор, член редакционного совета «Художественный журнал», куратор площадки «Старт» в 2012/2013, преподаватель и куратор дисциплины в НИУ ВШЭ.

Вход свободный

1 октября 14:00, 18:00
Перформативные спекулятивно-географические прогулки Николая Смирнова по Краснопресненскому району “Пресня номадическая: капитал-вольница-культурная индустрия”

Экскурсии осмысляют образ Пресни через призму номадических сил. Капитал, стремление к свободе – «вольнице» и глобализирующие процессы культурной индустрии – силы, определяющие пространство. Метагеография этих мощностей на Пресне сплетается в замысловатый узел. Крупные заводы, старообрядческое руководство которых активно финансировало революционные события 1905 года. Процессы джентрификации, которые происходят на этих предприятиях сегодня. «Бурлацкие» места, перемещенные для акклиматизации животные, известные события вокруг Белого дома в 1990-е и музея революции – пожалуй, Пресню можно назвать «гладким», в делезианском смысле, пространством.

Николай Смирнов – художник, географ, исследователь, куратор. Закончил географический факультет МГУ и факультет живописи МГАХИ им. Сурикова, в настоящее время студент Школы Родченко. Работает с пространственными практиками и репрезентациями пространства в искусстве, науке и повседневности. Участник нескольких десятков групповых выставок. Куратор проектов «Метагеография» (совместно с Дмитрием Замятиным и Кириллом Светляковым, Государственная Третьяковская галерея, г. Москва) и «Вечная мерзлота» (Арктическая биеннале, г. Якутск, 2016). Номинант премии «Инновация» (2016, кураторский проект «Метагеография», совместно с Кириллом Светляковым). Автор ряда исследовательских текстов, член научных экспедиций и бывший сотрудник лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск-Москва).

Участие по предварительной регистрации
 
7 октября в 14.00 и 8 октября в 18:00
Коллективные саунд-прогулки Кати Решетниковой по Краснопресненскому району «Скрытые звуки»

Коллективные звуковые прогулки Кати Решетниковой, исполненные в лучших традициях музыковеда и композитора Хильдегард Вестеркамп, будут построены на переключении между различными уровнями восприятия. Участники попытаются увеличить эффективность слуха и обратить внимание на городские звуки, обычно подверженные дискриминации, а также выполнят несколько упражнений композитора, теоретика саундскейпа и «отца акустической экологии» Мюррея Шафера для развития навыка слушания.

Катя Решетникова – автор перформансов и саунд-художник. Окончила мастерскую звукорежиссуры во ВГИКе, магистратуру Университета Искусств в Лондоне по специальности «Практика и дизайн перформанса». В своих работах она исследует театральность звука и его взаимосвязь с телом, пространством и движением. Решетникова представляла свои работы в галерее Граунд.Ходынка, в Московской Галерее Звукового Искусства, Музее современного искусства «Гараж», фестивале экспериментально звука Подготовленные Среды и на Пражской Квадриеннале Сценографии и Театральной Архитектуры.

Участие по предварительной регистрации


Куратор параллельной программы – Александр Буренков, куратор, главный специалист дирекции регионального развития РОСИЗО-ГЦСИ.

Контакт для справок:  secretary@ncca.ru, +7 499 254 06 74
2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]