Нортон Додж - коллекционер неофициального искусства

Вечер памяти

24.05.2013, 19:30 пятница

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Современное русское искусство от А до Я]

Площадка: Государственный центр современного искусства, Малый зал

Модератор: [Зинаида Стародубцева]

Участники: [Евгений Барабанов], [Александр Юликов], [Сергей Шаблавин], [Игорь Шелковский], [Михаил Одноралов]

Партнеры: Музей личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина

Norton Dodge. Courtesy of the Zimmerli Art Museum

Вечер посвящен истории коллекционирования неофициального искусства 1960-1980-х годов, в частности – коллекции Нортона Доджа, выдающегося коллекционера, американского специалиста по советской экономике. Часть его коллекции, около 20 000 произведений, была передана в музей Зиммерли университета Ратгерс (США) в 1995, и в настоящее время это самое большое музейное собрание современного русского искусства за рубежом.

Среди выступающих – искусствовед Евгений Барабанов, много работавший с коллекцией Доджа, а также художники, чьи произведения были для нее приобретены.

 

Нортон Додж (1927-2011) родился в Оклахома-Сити, еще студентом Гарвардского университета посетил Советский Союз в 1955.

В 1960 в США было опубликовано его исследование, посвященное роли женщин в советской экономике. Более 20 лет он преподавал, был профессором экономики в университете Мэрилэнда, с 1980 в одном из колледжей этого штата.

Регулярно посещая Советский Союз в течение 20 лет до1976 года (год смерти его друга, художника Е. Рухина) Н. Додж встречался с художниками неофициального искусства, покупал у них работы. В дальнейшем в вывозе картин ему помогали иностранцы, работавшие в СССР (дипломаты, журналисты). Со второй половины 1970-х Н. Додж покупал картины у художников-эмигрантов, живших в США, или у приезжавших туда арт-дилеров.

После аукциона Sotheby’s в Москве в 1988 Н. Додж покупал только работы созданные до этого года, так как, по его мнению, началась другая эпоха, которая ему была не интересна.

Первая картина, «Галактическая логика» Л. Кропивницкого 1961, была приобретена Н. Доджем на квартирной выставке поэта-диссидента. По его собственным словам, Н. Додж искал запрещаемые произведения, как с точки зрения стиля или направления, так и с точки зрения темы.

В 1995 музее Зиммерли университета Ратгерс открылась постоянная экспозиция неофициального русского искусства, включающая картины О. Рабина, И. Кабакова, Э. Булатова, О. Васильева, В. Комара и А. Меламида, ассамбляжи Д. Плавинского, скульптуры В. Орлова, объекты Д. Пригова, инсталляции Л. Ламма, В. Янкилевского. Небольшая экспозиция была создана на основе огромной коллекции, переданной Н. Доджем в музей Зиммерли.

Н. Додж регулярно выставлял произведения из своей коллекции с 1977. Первая выставка, включившая более 300 работ, состоялась в рамках ежегодного собрания Американской ассоциации по продвижению славянских исследований (AAASS) в Вашингтоне. В начале 1980-х Н. Додж основал некоммерческую галерею Центр современного русского искусства Америки в Сохо в Нью-Йорке, в здании, принадлежащем Э. Нахамкину. Среди кураторов выставок были М. Тупицына, И. Левкова-Ламм. Работы коллекции Н. Доджа принимали участие в выставках музея C.A.S.E. в Нью-Джерси, основанного А. Глезером с 1980. Н. Додж входил в правление этого музея. Открытие постоянной экспозиции в музее Зиммерли в 1995 сопровождалось симпозиумом и каталогом «От Гулага до гласности. Нонконформистское искусство из Советского Союза». В 2004 в музее прошла большая выставка «Вне времени. Фотография и фото-ориентированные произведения».

Деятельность Н. Доджа способствовала популяризации современного русского искусства в США в 1970-2000 годы, формированию огромной коллекции современного русского искусства, находящейся за пределами России.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]