Другая мифология

Встреча с художниками

17.02.2009, 19:00-21:00 вторник

Facebook Вконтакте Twitter pinterest google+

Программа: [Творческие мастерские]

В рамках: [Другая мифология]

Площадка: Государственный центр современного искусства, Малый зал

Куратор: [Ирина Горлова]

Координатор: [Мария Удовыдченко]

Участник: [Олег Кулик]

Опыт пространственной литургии

Сегодня, несмотря на все техники апроприации пространства, несмотря на разветвленную сеть знаний о нем, которые позволяют нам снимать границы и формализовать пространство, похоже, современное пространство до конца не десакрализовано (в отличие от времени, с которым это произошло еще в XIX веке). Теоретически определенно сакральность пространства выдыхается (началось это уже с Галилея), но практически этого не происходит.

Мишель Фуко. О других пространствах. Гетеротопии

Литурги́я - греч. λειτουργία, «служение», «общее дело».

Слово «литургия» выбрано для обозначения особого жанра работы с пространством неслучайно: оно подчеркивает, речь идет о сакральном измерении пространства.

Под сакральным измерением пространства понимается невозможность рационального осмысления того, чем оно является в действительности. Пространство и сегодня будит воображение и ускользает от определения, тем не менее, позволяя с собою работать.

Нас не будут здесь интересовать космические, мистические пространства, пространства «атмосферное» и «несоставное» в буддистской терминологии. Наш интерес находится исключительно на пересечении двух значений сакрального измерения – эстетического и религиозного.

Представляется крайне интересным именно сейчас разработать новый жанр в современном искусстве – пространственную литургию, где пространство формировалось, обрамлялось бы объектами, световыми и звуковыми решениями.

В современном искусстве уже есть жанр, работающий по преимуществу с пространством - это тотальная инсталляция, впускающая зрителей в себя, делающая их участниками некоторой процедуры, то есть частью себя. Пространственная литургия отличается от нее тем, что ставит сверхзадачей стать частью зрителя, обрести свои рамки, найти единственное и неповторимое качество в его/ее сознании, изменяя это сознание.

Внутри специально организованного пространства зритель должен испытать катарсис, забытое современной эстетикой понятие, рожденное именно на пересечении двух значений сакрального. Эстетическое переживание по силе и качеству может быть не менее сильным, чем религиозное и может не менее религиозного переживания влиять на мировоззрение человека. Речь не идет о какой-либо конфессии (это личное дело каждого). Речь идет о том внутреннем пространстве, что имеет место в каждом из нас и не перестает запрашивать о смысле жизни и прочих иррациональных вещах. Это внутреннее пространство очень отзывчиво на трансформации пространств внешних и резонирует в ответ.

Первым опытом пространственной литургии я считаю проект «Верю» в подвалах Винзавода. Ни сами подвалы, ни количество и качество работ, ни экспозиция, ни видеодокументация не дают представления о том, что же это было. Суммированное впечатление определенно включало и процесс подготовки - долгие разговоры о жизни, о вере и искусстве. У каждого участника, равно как у каждого зрителя, набор впечатлений, их количество и качество уникально и незабываемо.

Ретроспективно можно считать опытом пространственной литургии такие мои проекты как «Барак» или «О прозрачности», когда не художественные объекты, но собственно пространство события и его вибрации определяли и поведение и суммарное переживание «зрителей».

Принципиальным событием в разработке жанра пространственной литургии была «Вечерняя литургия» Монтеверди в театре Шатле в январе 2009 года. Именно здесь был опробован весь арсенал современных возможностей работы с пространством как пространством «культовым» и «храмовым», то есть сакральным в обоих обозначенных выше смыслах слова.

Пространственная литургия возможна в любом пространстве. Любое пространство – будь то церковь, подвал винзавода или специально сконструированный куб или «барак» из картин - сохраняет потенции невыдохшейся сакральности. Любое пространство способно стать храмовым и культовым, включая нас в себя, меняясь и меняя тем самым наше сознание.

Пространственная литургия – это эстетический обряд, ритуал, мистерия, где последовательным рядом переживаний человек освобождается от одиночества, наполняется доверием к окружающему пространству, укрепляя способность пробуждать в себе веру в осмысленность бытия, которая сейчас очень слаба.

Олег Кулик

Вход свободный.

2014предыдущий месяцследующий месяц
Instagram
Facebook
Вконтакте
Instagram
Foursquare
Twitter
Теории и Практики
Youtube – Видео лекций
Подписка на еженедельную рассылку
Москва, ул. Зоологическая, 13. +7 (499) 254 06 74  © Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]