Фабрика-кухня: история здания

Фабрика-кухня является уникальным памятником конструктивизма в Самаре, построенным в 1932 году по проекту Екатериной Максимовой в виде серпа и молота.

Фабрика-Кухня стала воплощением гениального эксперимента в перераспределении соотношений индивидуального и коллективного средствами архитектуры. Это уникальный проект построения «нового быта» через авангардные коды конструктивизма, прорыв в области передовых инженерных технологий. Это уникальный феномен истории Советской Власти в России, памятник радикальных преобразований в мировоззрении людей, гигантского разворота мысли в сторону авангарда в социуме и культуре. Фабрика-кухня, рожденная на гребне открытий, утопий и трагических заблуждений революционного времени, пережившая НЭП, Великую Отечественную войну, годы расцвета, застоя и развала СССР, устоявшая от всеобщей разрухи перестройки, чудом спаслась от недавних новорусских владельцев и только сейчас возвращается к своему первичному назначению центра новой культуры.

Фабрика-кухня была открыта 1 января 1932 года. В процессе разработки рабочего проекта, выполненного Екатериной Максимовой, возникли проблемы с финансированием строительства из-за нестандартной системы железобетонных перекрытий и консольных конструкций. Поэтому проектной конторой самарского завода №42 (им. Масленникова) был изготовлен альтернативный проект, предлагавший простую, но невыразительную Г-образную форму здания, с угловым срезом на пересечении улиц. Тем не менее, в результате к реализации всё же был принят первоначальный проект Максимовой.

Несмотря на явную формалистичность композиционного построения в виде серпа и молота в плане, сооружение имело идеальную технологическую схему. Из молота-кухни по трем конвейерам готовая пища доставлялась на раздачу в серп-столовые. Кроме того, в здании имелись спортзал, читальня и некоторые коммунальные службы.Первоначальный образ был проникнут духом современных технологий, демонстрировал передовые эстетические, инженерные и этические идеи архитектуры советского авангарда. Это одно из первых зданий с бетонными перекрытиями в Поволжье. Смелые консольные конструкции поддерживают широкие полукруглые междуэтажные площадки, что позволило полностью остеклить лестничные блоки. Второй этаж тоже консольно «нависал» над входной зоной. Огромные горизонтальные проемы с узкими простенками, горизонтальными тягами и характерными конструктивистскими переплетами имитировали ленточное остекление.

Впоследствии уникальный памятник советского авангарда подвергся двум реконструкциям. В 1944 году фабрика-кухня была реконструирована по проекту самарского архитектора И.Г. Салоникиди. Внешний фасад был переделан «под классику». Все проемы были сужены, цилиндрические экраны лестничных блоков заложены кирпичом. Обширная ниша главного входа под нависающим вторым этажом была застроена и включена в теплый контур здания. Эти мероприятия мотивировались трудностями отопления, однако окна тыловых фасадов остались не тронутыми. Т.е. только внешний фасад получил «классическую» трактовку: руст, карнизы. Основные конструктивные новации – консольные выносы, огромные плоскости остекления – были скрыты новой оболочкой. Характерные для конструктивизма угловые окна, расположенные на торце «молота», выходящем на Ново-Садовую улицу, были оставлены. Но богатая пластика, динамизм, взаимодействие внутреннего и внешнего пространства были утрачены.

В 1998-99гг. произошла вторая реконструкция. В здании расположилось два развлекательных клуба и торговый центр «Пассаж». Классический декор фасадов был сбит, весь объем памятника обшит пластиковой рейкой (вместе с оригинальными надписями на торце «молота»). Была значительно изменена планировка, перекрыт атриум спортзала, утрачены детали многих ограждений, зашиты потолки с уникальными ригельными конструкциями.

28 марта 2008 года в Самаре в Доме архитектора, по инициативе самарско-московского архитектора Виталия Стадникова, состоялась пресс-конференция, посвященная общественной инициативе по сохранению здания  фабрики-кухни. В мероприятии приняли участие авторитетные международные организации ДОКОМОМО (Docomomo-International), Фонд мирового наследия (the World Heritage Fund), ИКОМОС (Icomos) и ЮНЕСКО, СА России, MAPS.

15 сентября 2013 года по приглашению депутата Государственной Думы РФ Александра Хинштейна, который сыграл решающую роль в спасении Фабрики-кухни от уничтожения и договорился с владельцами здания о передаче его государству, состоялся рабочий визит Министра культуры России Владимира Мединского в Самарскую область. Было решено выделить порядка 350 млн. рублей на восстановление Фабрики-кухни и разместить в ней новый филиал Государственного центра современного искусства. 15 ноября 2013 года в Самаре состоялось заседание рабочей группы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Фабрика-кухня завода имени Масленникова, архитектор — Е.Н.Максимова, 1932 год». На заседании было принято решение о создании в стенах фабрики-кухни Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства. 10 декабря 2013 года состоялось подписание соглашения о передаче фабрики-кухни как памятника регионального значения в собственность Самарской области.

по материалам сайтов
Архнадзор
Министерства Культуры РФ
и официального сайта Александра Хинштейна 

Полная история Фабрики-кухни и борьбы за нее - в статье А. Альбокриновой "Фабрика-мечта", Aroundart.

 

Проектный семинар-обсуждение концепции развития Фабрики-кухни, Москва, ГЦСИ. декабрь 2013.

 

День рождения Фабрики-кухни, 1 января 2014

 

Перформативное шествие вокруг Фабрики-кухни, 15 мая 2014 года

Планы по реставрации Фабрики-кухни в 2015-м поддержал премьер-министр РФ Д.А. Медведев, ознакомившийся с проектом на открытии фестиваля «Интермузей — 2015» в московском Манеже.

Осенью 2016-го ФГКУ «Центрреставрация» определило подрядчика, который приступил к реставрации фабрики-кухни. Им стала петербургская строительная компания «ЭТС». Основной объем реставрации запланирован на 2017 год. 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]