Фабрика-кухня: история здания

 

Фабрика-кухня — уникальный и известный в мировом архитектурном сообществе памятник конструктивизма. Построенное в Самаре по проекту Екатерины Максимовой в виде серпа и молота, здание стало воплощением проекта построения «нового быта» через авангардные коды конструктивизма.
К середине 1920-х годов в СССР требовалась архитектура, которая должна была на практике показывать установившуюся модель государства. Кроме того, со второй половины 1920-х годов, после начала индустриализации, города и крупные стройки СССР пополнились большим количеством крестьян. Перед государством стояла задача оптимизировать условия жизни советского человека. Одним из путей оптимизации стало создание крупных предприятий общественного питания, освобождавших женщин от тягот ведения домашнего хозяйства. Для обслуживания больших групп трудящихся процесс приготовления пищи нужно было механизировать. В 1923 году было организовано паевое товарищество «Народное питание» (Нарпит), занившееся контролем и составлением заданий на проектирование зданий фабрик-кухонь – гигантов общественного питания, которые предполагалось строить в промышленных районах вблизи производственных зон и жилых кварталов. В течение 20-х годов фабрики-кухни открылись в Москве, Иванове, Нижнем Новгороде, на Днепрострое и в Свердловске.
На заседании Средневолжского крайисполкома 28 декабря 1929 года было принято решение о строительстве в Самаре фабрики-кухни с пропускной способностью на 9000 обедов в районе местонахождения завода №42 (завод им. Масленникова). К реализации был принят проект архитектора Екатерины Максимовой. Всего на строительство было затрачено 1 миллион 200 тысяч рублей. Ежедневная производительность фабрики-кухни была определена в 9000 обедов. Закладка здания была сделана 8 марта 1930 года, а 1 января 1932 года фабрика-кухня была открыта.

 

Несмотря на формализм композиционного построения в виде серпа и молота, сооружение имело идеальную технологическую схему. Из молота-кухни по трем конвейерам готовая пища доставлялась на раздачу в серп-столовые. Кроме того, в здании имелись спортзал, читальня и некоторые коммунальные службы. Это одно из первых зданий с бетонными перекрытиями в Поволжье. Смелые консольные конструкции поддерживают широкие полукруглые междуэтажные площадки, что позволило полностью остеклить лестничные блоки. Второй этаж тоже консольно «нависал» над входной зоной. Огромные горизонтальные проемы с узкими простенками, горизонтальными тягами и характерными конструктивистскими переплетами имитировали ленточное остекление.

 

Впоследствии памятник подвергся двум реконструкциям. В 1944 году фабрика-кухня была реконструирована по проекту самарского архитектора И.Г. Салоникиди. Фасады с ленточным остеклением были заложены, а из-за трудностей с отоплением фасад получил «классическую» трактовку: руст, карнизы. Все проемы были сужены, цилиндрические экраны лестничных блоков заложены кирпичом. Обширная ниша главного входа под нависающим вторым этажом была застроена и включена в теплый контур здания. Основные конструктивные новации – консольные выносы, огромные плоскости остекления – были скрыты новой оболочкой. Характерные для конструктивизма угловые окна, расположенные на торце «молота», выходящем на Ново-Садовую улицу, были оставлены. Но богатая пластика, динамизм, взаимодействие внутреннего и внешнего пространства были утрачены.
Как комбинат общественного питания в советские годы фабрика-кухня была востребована, обслуживая миллионный город. Помимо столовой активно работала кулинария, функционировала спортивная школа. К 80-ым здание обросло множеством пристроев и подсобок.

В 90-х годах в здании расположилось два развлекательных клуба и торговый центр «Пассаж». В 1998-99 годах произошла вторая реконструкция, в результате которой классический декор фасадов был сбит, а весь объём памятника обшит пластиковой рейкой. Была значительно изменена планировка, перекрыт атриум спортзала, утрачены детали многих ограждений, зашиты потолки с уникальными ригельными конструкциями.

В середине нулевых собственником здания стала крупная девелоперская компания, целью которой стало строительство на месте Фабрики-кухни высотного здания делового центра. Это решение вызвало протест архитектурной общественности, который быстро привлек внимания более широких культурных кругов.
28 марта 2008 года в Самаре в Доме архитектора по инициативе архитектора Виталия Стадникова состоялась пресс-конференция, посвященная общественной инициативе по сохранению здания Фабрики-кухни. В мероприятии приняли участие авторитетные международные организации ДОКОМОМО (Docomomo-International), Фонд мирового наследия (the World Heritage Fund), ИКОМОС (Icomos) и ЮНЕСКО, СА России, MAPS. Было создано движение по сохранению «Фабрики- Кухни».
В июле того же года в Самару прибывает Делегация Совета европейского наследия и Московского общества охраны архитектурного наследия. По приглашению Самарского архитектурно-строительного университета и движения «Фабрика-кухня», делегация проводит мониторинг утрат исторической Самары, где город "рассматривается как часть общеевропейского культурного богатства".
Впоследствии прошли конференции, субботники, велопробеги, художественные перформансы и акции, посвященные борьбе за здание. В СМИ и блогосфере велись дискусси о спасении памятника.

5 сентября 2013 года состоялся рабочий визит Министра культуры России Владимира Мединского в Самарскую область. Визит состоялся по приглашению депутата Государственной Думы РФ Александра Хинштейна. Было решено выделить 400 млн. рублей на восстановление Фабрики-кухни и разместить в ней новый филиал Государственного центра современного искусства.

по материалам сайтов
Архнадзор
Министерства Культуры РФ
и официального сайта Александра Хинштейна 

Проектный семинар-обсуждение концепции развития Фабрики-кухни, Москва, ГЦСИ. декабрь 2013.

 

День рождения Фабрики-кухни, 1 января 2014

 

Перформативное шествие вокруг Фабрики-кухни, 15 мая 2014 года

Планы по реставрации Фабрики-кухни в 2015-м поддержал премьер-министр РФ Д.А. Медведев, ознакомившийся с проектом на открытии фестиваля «Интермузей — 2015» в московском Манеже.

 

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Facebook
Вконтакте
Instagram
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]