Галина Тебиева. Представительское пространство современного осетинского искусства

Представительское пространство современного осетинского искусства

Проблемы современной изобразительной культуры Осетии-Алании

немногим отличаются от общероссийских. И одна из важнейших проб-
лем – полноценное строительство актуальной выставочной, галерей-
ной жизни как для произведения искусства, так и включенного в эту
актуальность автора.
В начале 90-х годов XX века после распада СССР, повлекшего за собой
распад устоявшихся десятилетиями коммуникационных связей между
Осетией и культурными центрами России, после обострения социаль-
но-политической обстановки на Кавказе осетинское искусство попало
в состояние замкнутости, изолированности от культурных тенденций
проходивших в стране.
Процесс выстраивания культурных преемственных связей между поколениями, прослежива-
ние реальных критических смыслов в художественном пространстве Осетии, актуализации
найденного и теоретического осмысления пройденного оказался пущен на самотек. Худож-
ник оказался фигурой маргинальной, самостоятельно выстраивавшей не только свое профес-
сиональное настоящее, но и настоящее, и будущее национального искусства.
И хотя проходившие в выставочных залах Владикавказа групповые и персональные выставки
живущих в Осетии художников давали некоторое представление о творческом пути того или
иного художника, но в целом они не могли представить объективную картину современного
состояния изобразительного искусства. Проходившие в Художественном музее им. М. Тугано-
ва персональные выставки осетинских художников или организуемая раз в год в выставоч-
ном зале Союза художников республиканская художественная выставка, являлись лишь сла-
бой попыткой продлить жизнь ослабленной инфраструктуре, доставшейся в наследство от
прошлого и живущей по правилам иного времени. То есть, несмотря на наличие этих центров
искусства системного, актуального художественного процесса, способного выстроить устой-
чивую структуру современной художественной культуры республики не наблюдалось.
При этом, как и в любые времена, художественная деятельность продолжалась. Образовался
узкий круг художников (Абисалов Ю., Валиев З., Цагараев В., Есенов А., Байцаева Л., Карку-
сов Р., Дзанагов З., Дзобаев Б. и др.) чье творчество стало неотъемлемой составляющей та-
кого явления как современное осетинское изобразительное искусство. Здесь можно отме-
тить и проходившие в конце 90-х годов концептуальные выставочные проекты «Древо жиз-
ни», «Знаки и символы», «Новолуние» (автор и куратор проектов Валерий Цагараев) – пред-
ставившие новые художественные технологии, ранее отсутствовавшие в Осетии.
Именно в 90-е годы созрела идея об информационном продвижении современной художест-
венной культуры Осетии в российское и мировое художественное пространство. Прошлые от-
дельные акции не создавали четкой картины состояния и развития изобразительного искус-
ства республики. Поэтому в 1994 году решено было создать в самом сердце тогдашней худо-
жественной жизни Москвы, в Центральном Доме художника постоянное представительство
изобразительной культуры Осетии. Эту миссию взяла на себя галерея «IR-ART» и именно она
явилась своеобразным «мостиком надежды», соединяющим художников Осетии с мировым
художественным пространством, его актуальными процессами.
Со временем упорядоченная деятельность галереи (и это можно посчитать комплиментом)
обрела свойственную любой качественной структуре профессиональную стабильность, но
именно эта, терпеливо годами выстраиваемая стабильность явилась для сознания опреде-
ленных сил в республике знаком стагнации галерейной деятельности, привыкших оценивать
любое дело только как сиюминутное, сенсационное «фестивальное» мероприятие. И эти си-
лы посчитали ненужным существование галереи «Ир-Арт», зал которой в одном из крупней-
ших выставочных комплексов России был навсегда утрачен. Но, лишившись столь презентабельной выставочной площадки, галерея не прекратила, а про-
должила свое существование.
В период своего существования галерея успешно выполняла ту функцию, которую позволяло
выполнить то время и те условия. Необходимо отметить, что галерея получала государствен-
ную поддержку в части возмещения арендной платы. На других условиях ее существование
тогда было бы невозможным.
И сегодня руководство республики помогает культурному сообществу не только материаль-
ными ресурсами, но и концептуальным проектированием культурной ситуации, уделяя особое
внимание программам в области изобразительного искусства.
В августе этого года состоится уже Шестой международный художественный симпозиум
«Аланика», частично взявший на себя функцию формирования культурной среды в области
визуального искусства, являясь не только площадкой для реализации художественных идей,
проектов, но и актуальным полем для образовательной информации.
В рамках симпозиума этого года состоится Первый форум молодых художников «Арт Кавказ
NEXT», в ходе которого молодые художники, арт-критики, кураторы Северного Кавказа смогут
поработать вместе с участниками симпозиума, послушать курс лекций, получить мастер-клас-
сы ведущих российских, зарубежных специалистов.
То, что поначалу казалось одноразовым действом, сегодня обретает черты долговременной
культурной программы, обрастая не только опытом, но и культурной идеологией.
Но симпозиум проходит только раз в год, и сегодня абсолютно необходимо создание во Вла-
дикавказе государственной галереи современного искусства, так как экономические условия
настоящего места и настоящего времени не позволяют рассчитывать на успешное существо-
вание коммерческой частной галереи. Это могла бы быть и муниципальная галерея, что бо-
лее вероятно, исходя из сегодняшних планов Администрации местного самоуправления.
Не следует путать функции галереи и недавно созданного Северо-Кавказского филиала госу-
дарственного центра современного искусства - музейно-выставочной и научно-исследова-
тельской организации, не занимающейся продажей произведений искусства.
Эти две структуры скорее могут скорее дополнять друг друга.
Многие не понимают, что жизнь искусства, пространство его формирования – это не только
мастерская художника и отчетные выставки, но главное – выставочная экспериментальная
площадка, где формируются новые художественные идеи, где складывается преемственная
связь между разными поколениями художников, где бурлит настоящая ткань современной
художественной жизни.
Не секрет, что молодые поколения художников уходят в утилитарные области культуры или
вовсе покидают Владикавказ. Открытие такой галереи сегодня не дань моде, а насущная не-
обходимость. Новая художественная институция должна стать той площадкой современной
культуры, на которой и взрастет лицо современного национального осетинского искусства.
 
Материалы научной-практической конференции «Современное искусство на Северном Кавказе. Морфология процесса».
Владикавказ, 2012

 

2014предыдущий месяцследующий месяц
Подписка на еженедельную рассылку
© Государственный центр современного искусcтва. Разработка [artinfo]. Дизайн [Андрея Великанова]